Архив:

Когда ребенок – ангел

Врачи «заживо похоронили» сына Натальи, однако вопреки страшным прогнозам Илюша не только выжил, но и научился радоваться жизни. Детьми-ангелами называют особых детей, страдающих, как правило, ДЦП, иногда к этой же категории относят детей с синдромом Дауна, аутизмом и другими заболеваниями. Когда в семье рождается такой ребенок, это испытание не только для него, но и всех родственников. Об одной такой семье мне рассказала знакомая. 4 марта я приехала в гости к Наталье и Алексею Боглаевым, которые воспитывают 9-летнего Илью.

Меня встречает большой белый лабрадор, подставляющий спину, чтобы погладили, и виляющий хвостом.

- Это наша Джессика, нам с ней очень повезло. Когда родился Илья, у нас не было домашних животных, но отчасти из-за его болезни мы решили завести собаку, - начала диалог Наталья, мама Ильи.

Пока мы с ней усаживаемся на кухне, муж Натальи Алексей присоединяется к нам вместе с Ильей. Мальчик широко улыбается и начинает рассказывать о себе. Удивительно общительный и улыбчивый мальчуган. Как и у всех страдающих ДЦП речь у него не совсем четкая и внятная, но уже скоро я начинаю различать некоторые слова. Наталья помогает мне. Илья рассказывает, как ходил сегодня в школу, и что очень хочет сделать себе волшебную палочку, чтобы исчезать с уроков, когда захочется.

- Это же безобразие! – смеясь возмущается Наталья.

Через некоторое время мы остаемся вдвоем, и женщина возвращается к рассказу о появлении Джессики.

- Почитали в интернете, что детям с таким заболеванием полезно расти с лабрадорами. Это добрые собаки, которые позволяют делать с собой что угодно. На них можно лежать, их можно дергать за уши, играться, они понимают, что причиняет детям боль и никогда не обидят. Все сложилось само собой. Я – врач, и однажды ко мне на прием пришла женщина, которая спросила, не нужна ли мне собака-лабрадор. От пса отказались новые хозяева, когда ему был год. А девушка, моя пациентка, решила на время приютить животное, чтобы оно не оказалось на улице, но навсегда не могла его забрать, так как была беременна. Так мы забрали Джессику к себе и не переставали удивляться, как можно выбросить такую собаку. Мы практически не занимались с ней. Когда я пришла с Джессикой к кинологу, он сказал, что это мне нужно заниматься, научиться понимать собаку, а она уже и так все умеет.

Илья может лечь на Джессику, что очень полезно для его мышц, которые расслабляются, кроме того общение с животным приносит ему непередаваемую радость.

Рождение Ильи в корне изменило жизнь семьи Богдаевых.

- Я – врач терапевт, рвалась делать карьеру. Хотела заниматься кардиологией, но родился Илюша. Поначалу в это трудно было поверить, казалось, что это может случиться со всеми, кроме меня. Казалось, что я все знаю, всегда обследовалась, планировала беременность, которая, к тому же, протекала совершенно нормально. У нас с мужем никогда не было вредных привычек, мы вели и ведем здоровый образ жизни, семья потомственных врачей в третьем поколении.

Но Илья родился недоношенным и весил всего полтора килограмма.

- Когда он родился и лежал в реанимации, доктор, который занимался им, сказал: «Что вы переживаете, вам полгода от силы осталось помучиться. Такие не живут».

Слова прозвучали как приговор. У Натальи началась депрессия.

- Конечно, если бы даже во время беременности мне сказали, что ребенок родится больным, я бы все равно не сделала аборт. Как можно убить дитя?

К этому моменту у Богдаевых подрастала старшая дочка Ксения, их первенец. Девочка родилась совершенно здоровой и уже ходила в школу.

- Я долго переживала, не знала, что делать, ведь было понятно, что ребенок никогда не будет здоровым. Я спрашивала, за что это мне? Все разваливалось на глазах. Раньше я думала: подниму детей на ноги и тогда можно будет пожить для себя. А когда жить, если ребенок никогда не встанет на ноги, никогда не сможет ходить? И я поняла, что не могу так просто похоронить себя, что жизнь проходит. Тогда мама сказала мне: выходи на работу и бери себя в руки. Моя 77-летняя мама сидела с внуком, пока я принимала пациентов. Каждый день на работе был как последний, я переживала, как там дома, но все действительно начало налаживаться.

Наталья говорит, что не верит, что рождение ребенка-инвалида может разрушить семью.

- Если мама становится нервной, перестает быть женщиной и превращает жизнь всей семьи в ад, не может вернуться к обычной жизни, конечно, муж будет отдаляться. Мужья бросают не детей, они бросают жен. И при этом неважно, ребенок – инвалид или нет. Женщина должна успевать все, всем уделять внимание.

- Мы прекратили жить только ради Ильи и начали жить, в том числе, и для себя. Вспомнили, что такое ходить в кино, театр, принимать гостей. Я стала больше времени уделять мужу, дочери. Илья практически везде был с нами. И сейчас я вижу, насколько это полезно. Он в обществе может не только общаться с людьми, но может при необходимости и постоять за себя. Дети ведь подшучивают над инвалидами, не понимают, что могут обидеть. У Ильи помимо ДЦП еще и гидроцефалия, поэтому голова увеличена. Ребята часто спрашивают его: почему голова такая большая. И тут я как-то услышала, что он ответил: «Потому что я умный!» А ведь никто его этому не учил.

Но меня поразила другая история, рассказанная Натальей. Мальчик любит сочинять сказки, которые мама за ним записывает. Некоторые из них она мне рассказала. Вот, например, интерпретация народной сказки, которая мне понравилась: «жил-был Колобок. И был он черствый, поэтому никто его не хотел есть». На этом сказка не заканчивается, с героем происходят разные забавные ситуации, но, как и во всех сказках, добро побеждает зло.

- Сейчас Илья развивается в соответствии со своим возрастом, как обычный ребенок. Безусловно, он не может ходить в обычную школу, просто потому что не может быстро писать или говорить, но мы стараемся делать ему поменьше поблажек, можем поругать, поговорить строго. Я поняла, что если воспитывать инвалида, то только инвалида и воспитаешь, если же воспитывать человека, то и вырастет человек.

Совсем недавно, примерно год назад, Илья попал в больницу, причем опять к тому же доктору, который пророчил ему смерть восемь лет назад.

- Он не узнал ни Илюшу, ни меня, и опять принялся за свои прогнозы. Пришлось ответить ему, что я больше ему не верю. Я ему сказала, что Илюша – ребенок, который принес нам столько радости, что и представить сложно, а все кошмары, которые этот доктор нам обещал, так и остались где-то в небытие.

Столкнувшись со сложностями воспитания ребенка с ДЦП, Наталья стала знакомиться в интернете с другими родителями «детей-ангелов» и осознала, что они ищут решение тех же проблем. Когда женщина научилась жить в удовольствие и с таким особенным ребенком, она решила помогать и другим мамам и папам. Так сложилось общество "Дети-Ангелы-Смоленск". Все начиналось с простых встреч единомышленников, которые переросли в серьезную некоммерческую организацию, которая поддерживает особенных детей и их родителей. Сейчас эти дети общаются между собой, проходят лечение и реабилитацию, вместе встречают праздники. По всем вопросам, связанным с помощью детям-ангелам, можно обратиться к Наталье Богдаевой по телефону 8 910 110 66 90.

Источник: Провинция