Общество

Инструкция:

Правила этичного общения с глухими и слабослышащими людьми: что допустимо, а чего лучше избегать

Работник, спортсмен, волонтер, семьянин — далеко не все социальные роли, которые успешно осваивают люди с инвалидностью. Частично в этом им помогают технические средства реабилитации, однако настоящая социализация человека невозможна без общения. При диалоге с любым членом общества важно соблюдать нормы этики. В целом для жителей одной страны (для носителей одного культурного кода) они будут едины, однако мы всё равно выбираем слова и манеру общения в зависимости от того с кем ведём диалог — с коллегой или домочадцем, с ребёнком или пожилым человеком и так далее. Существуют некоторые нюансы в этике общения со слабослышащим или глухим человеком, изучив которые, вы сможете без страха и труда установить с ним доверительный контакт и сделать диалог комфортным для вас обоих.
img

Изображение от Freepik

  1. 1

    Как правильно говорить со слабослышащим или глухим человеком без навыков РЖЯ

    РЖЯ — русский жестовый язык, который позволяет установить контакт со слабослышащим или глухим человеком. Изучить его можно на курсах. Однако обучение — это длительный процесс, иногда навыки общения нужны здесь и сейчас.

    В некоторых случаях можно обойтись знаниями дактильного алфавита — вспомогательная система РЖЯ, в которой тот или иной жест соотносится с конкретной буквой русского алфавита. Таким образом можно передать краткое сообщение. Для длительной коммуникации данный способ не подойдет, так как отнимет много времени и потребует высокой концентрации от всех участников диалога.

    Большинство слабослышащих и глухих людей владеют речью, в некоторых случаях они различают звуки самостоятельно, в других — используют для этого слуховые аппараты. Данный навык отсутствует только у людей, глухота у которых является врожденной или наступила в очень раннем возрасте. Поэтому если вы правильно обратитесь к человеку с нарушениями слуха, в большинстве случаев вы будете поняты. Сделать общение комфортным помогут некоторые правила:

    — Перед началом диалога привлеките внимание собеседника, чётко обратившись к нему, установив зрительный контакт, помахав ему или слегка прикоснувшись своей рукой к его ладони или плечу.

    — Постарайтесь снизить уровень окружающего шума: закройте окно, если с улицы доносятся громкие звуки, выключите радиоприёмник, телевизор.

    — Если в разговоре принимает участие больше двух человек, говорите по очереди, давая слабослышащему человеку перевести внимание на нового собеседника.

    — Прежде чем начать разговор, сообщите собеседнику его тему. Это поможет человеку лучше адаптироваться к беседе.

    — Если хотите переключиться на другую тему, сообщите об этом, используя переходную фразу, например: «Теперь нам нужно обсудить другой вопрос».

    — Используйте жесты и мимику, которые могут проиллюстрировать вашу мысль и сделать её более понятной.

    — Будьте терпеливы, помните, что ваш собеседник прилагает максим усилий, чтобы понять все ваши слова. Не используйте слова: «Ладно, это не важно». Не передавайте с помощью мимики раздражения. Если вас просят повторить фразу, постарайтесь переформулировать её, так она может стать более понятной.

    — Не бойтесь уточнить, понял ли вас собеседник. Возможно, он стесняется переспросить вас о чём-то.

    — Найдите комфортный для собеседника уровень громкости вашей речи. Говорите чётко.

    — Важную информацию запишите на листке или отправьте в сообщении.

  2. 2

    Что может привести к нежеланию у человека с нарушениями слуха вести диалог или к

    Иногда в попытках сделать речь более понятной и комфортной для восприятия, человек без ограничений по слуху прибегает к различным манипуляциям, например, сильно замедляет свою речь. Растягивание звуков и деление слов на слоги может привести к проблемам в разборе вашей речи. Чтобы коммуникация удалась, избегайте в общении следующих вещей:

    — Не кричите, тем более в ухо слабослышащего. Это может вызвать болезненные ощущения и нарушит личные границы человека.

    — Не говорите одновременно с другими людьми.

    — Не заходите за спину собеседника, не прикрывайте лицо руками, не говорите в сторону. Сохраняйте видимость вашего лица.

    — Не старайтесь сильно изменить темп речи. Установите комфортный темп и тон в начале общения.

    — Не используйте слова в переносном смысле, с оттенком иронии или сарказма, крылатые фразы.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ