Здоровье Иван Бондаренко

Исследование: треть российских пациентов не готовы отстаивать свои законные права

Фото: Александр Подшивалов / Фотобанк Лори

Фото: Александр Подшивалов / Фотобанк Лори

Опрос, проведенный по инициативе ФОМС, показал, что дополнительные расходы во время лечения в стационаре пришлось понести 30,1% российских граждан, сообщают «Известия». При этом отстаивать свои права и требовать предоставление информации, правомерны ли требования больниц оплачивать ту или иную услугу, готовы только 35% пациентов. Многие их них не считают, что поборы в больницах являются нарушением их прав и не знают, какие препараты в стационарах они должны получать бесплатно.

Опрос был проведен с августа по сентябрь 2019 года в восьми федеральных округах РФ. Участие в нем приняли 1600 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет. Организаторы опроса – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Всероссийский союз страховщиков.

Как показали результаты опроса, дополнительные расходы во время лечения в стационаре пришлось понести 30,1% российских граждан. При этом 9,9% россиян не считают, что поборы в больницах являются нарушением их прав. 16,3% респондентов не знают, какие препараты в стационарах они должны получать бесплатно. Отстаивать свои права и требовать предоставление информации, правомерны ли требования больниц оплачивать ту или иную услугу, готовы только 35% пациентов.

Член президиума Общества врачей России, директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов отметил, что государственные гарантии на бесплатную медицинскую помощь для многих россиян носят декларативный характер. «Очевидно, что тарифы на лечение не покрывают расходы медицинских организаций, – отметил он. – В большей степени это касается больниц районного уровня. Тарифы там минимальные, поэтому они едва сводят концы с концами».

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов отметил, что по всем вопросам, касающимся предоставления медицинской помощи, в том числе относительно взимаемых с пациентов денег, следует обращаться за помощью к сотрудникам своих страховых медицинских организаций. «Страховой представитель – это защитник прав пациентов, – подчеркнул он, – если незаконно взимается плата за медицинскую помощь, нарушаются сроки ее предоставления, то следует обращаться именно к нему».

Член рабочей группы по развитию обязательного медицинского страхования ВСС Михаил Пушков посоветовал пациентам, которые уже заплатили за медицинские услуги, полученные в стационаре, сохранять чек или договор и обращаться с этими документами в страховую компанию. «Будет составлена письменная жалоба, на основе которой страховая организует проведение экспертизы. Затем претензия будет подана в медорганизацию», – рассказал он.

Председатель ФОМС Наталья Стадченко проинформировала, что в настоящее время существует пошаговый регламент сопровождения граждан со стороны страховых медицинских организаций, прописанный в этом году. Он обязывает страховых представителей консультировать и информировать пациента на всех этапах оказания медпомощи. «Во всех регионах есть горячие линии, ни одно обращение не остается без ответа, по всем жалобам принимаются меры, – отметила Наталья Стадченко. – Сегодня во всех страховых организациях и территориальных фондах есть колл-центры. Если страховой представитель не подсказал, как поступить в той или иной ситуации, необходимо обращаться в территориальный фонд ОМС».

Ранее мы сообщали, что пациентский опрос «Качество и доступность лекарственных средств – 2019», проведенный Национальным НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко и межотраслевым объединением «Фармпробег», показал, что почти половина россиян – 49% – испытывает сложности с приобретением лекарств. Наиболее частыми причинами этого являются финансовые проблемы и отсутствием лекарств в российских аптеках. У 55% из них на приобретение лекарств просто нет денег, 38% сталкивается с отсутствием нужных лекарственных препаратов.

Две трети участников опроса (66%) столкнулись с проблемой качества приобретаемых лекарств. Из-за снижения качества отечественных препаратов большинство россиян (56%) отдает предпочтение импортным препаратам, тогда как отечественным доверяет лишь около четверти (26%) участников опроса.

Мы также писали о том, что Всероссийский союз страховщиков составил перечень бесплатных медицинских услуг, за которые могут неправомерно потребовать оплату в медицинских учреждениях, работающих в системе бесплатного медицинского страхования, сообщает «Российская газета». Чаще всего россияне платят за лекарства и шприцы при стационарном лечении, рентгенпленку, пломбировочные материалы в стоматологии, проведение МРТ и КТ, лекарства для лечения онкологических заболеваний.