Общество Everland

DisQuestion: незрячие, неслышащие и люди на колясках рассказывают, что не так в кафе и ресторанах

Результаты исследования DisQuestion о доступности услуг для людей с инвалидностью
Фото: Syda Productions / Фотобанк Лори

Фото: Syda Productions / Фотобанк Лори

В большинстве кафе и ресторанах пока нет условий для комфортного пребывания людей с инвалидностью. Но однажды подобрав удобное местечко, люди на коляске и незрячие становятся постоянными клиентами заведения. В рамках исследования DisQuestion люди с разными нарушениями — зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата — рассказали, с какими трудностями они сталкиваются при посещении кафе и на что заведениям нужно обратить внимание.

DisQuestion-2018 — первое исследование доступности услуг для людей с инвалидностью в России, его организатор — социальный инклюзивный бизнес-проект Everland. В рамках исследования оценивались шесть сфер: финансовая, туристическая, телеком, ритейл, жилье и инфраструктура, кафе и рестораны. В экспертную группу вошли 27 человек с различными формами инвалидности из фондов «Со-единение» (поддержка слепоглухих), АНО «Белая трость» (помощь незрячим людям), Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, компаний Oriense (производитель систем технического зрения для слепых и слабовидящих) и самого Everland. DISLIFE выступает информационным партнером.

Сергей Парахин, преподаватель Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, инвалидность 1 группы по зрению

Основная проблема — невозможность прочитать меню. Когда перед ресторанными сетями встал вопрос о создании меню, написанного шрифтом Брайля, эксперты не были уверены, что оно будет востребовано. Дело в том, что далеко не все незрячие владеют Брайлем, а также лишь малая часть (примерно 10%) передвигается без сопровождения. Так что пока в большинстве случаев в кафе и ресторанах всё по-старинке — сопровождающего или официанта просят озвучить меню.

Сегодня о меню, написанном шрифтом Брайля, ничего не слышали в популярных кофейнях «Кофе Хауз» и «Кофемания». В «Шоколаднице» были единичные экземпляры, но распространения эта идея не получила. Кроме этого, многое зависит от города, где находится кафе, даже если речь идет об одной сети. К примеру, в Сергиевом Посаде в «Шоколаднице» вопрос о наличии меню на Брайле привел сотрудницу в замешательство. Ничего не знаем о подобном — самый распространенный комментарий официантов и менеджеров общепита. Самым популярным аргументом при этом остается утверждение о низкой востребованности меню на Брайле.

Приятным исключением среди предприятий фастфуда стал «Макдональдс». Меню, написанное шрифтом Брайля, распространяется по всем ресторанам сети. Это несложно проверить. В первом же «Макдональдсе» в Сергиевом Посаде удалось получить такое меню. Правда, на мой взгляд, оно могло бы быть написано более разборчиво, но важен уже сам факт его наличия.

В сети Burger King никаких специализированных меню нет, зато мобильное приложение вполне доступно для слабовидящих. Можно прочитать, сделать заказ, узнать, где находится ближайший ресторан и так далее.

При посещении кафе и ресторанов почти все зависит от коммуникативных способностей незрячего.Он может попросить удобную для него глубокую посуду, дополнительную салфетку.Когда незрячий человек впервые посещает какой-либо ресторан или кафе, для сотрудников заведения это, как правило, нестандартная ситуация, и в результате — стресс. Как раз здесь важно, чтобы незрячий человек чётко сформулировал свою просьбу. Если первое посещение прошло без накладок, то второй визит будет уже рядовым событием. Например, в моем родном Сергиевом Посаде все знают кафе «Брынза». Очень приличное заведение, в котором привыкли к посещению людей с инвалидностью, и сервис — на высоком уровне.

Айслу Асан, контент-специалист Everland, мама троих детей, инвалидность 1 группы по опорно-двигательному аппарату

Как и в других местах, в кафе и ресторанах главная трудность для человека на коляске ― это ступеньки на входе и узкая дверь. А потом — не всегда удобные столы, под которые нельзя подъехать, потому что подлокотники коляски упираются в опору стола. Или, что еще хуже, стол имеет ножки посередине ― и тогда передние колеса, упираясь, не позволяют подъехать к столу близко.

В караоке-барах есть такая проблема, как диваны и низкие столики. И если диван еще можно подвинуть, то есть за низким столом очень неудобно. А петь с друзьями, простите, тоже хочется.

Поэтому при выборе кафе и ресторанов я обычно ориентируюсь именно на столы. Зайти в помещение мне еще как-то помогут, а вот есть за неудобным столом очень и очень некомфортно.

Ну и туалеты — было бы хорошо, чтобы хотя бы один туалет был не очень маленький по площади, чтобы туда можно было войти на коляске. Это касается не только площади санузла, но и дверного проема и подъезда к нему.

Яна Марышева, дизайнер Everland, инвалидность 3 группы по слуху

Единственная сложность для глухого человека в кафе и ресторане, конечно же, коммуникация. Приходя в кафе, я пишу на телефоне и показываю, что не слышу и не смогу говорить. Люди разные ― кто-то реагирует нормально, кто-то сразу теряется. Бывает, что начинают кричать в ухо. Я неплохо читаю по губам, но это тоже индивидуально. Если есть взаимопонимание, то все хорошо. Если нет, то лучше общаться письменно — на бумаге или в телефоне. Ни в коем случае не делайте вид, что поняли, если вы не поняли. Лучше переспросите, чтобы потом не пришлось выяснять, кто виноват, что принесли не те блюда и напитки, и почему такой счет.