Архив:

Мой сын - аутист

2 апреля во всем мире отмечается Международный день распространения информации об аутизме.
Родители «необычных» детей еще раз хотят напомнить обществу о том, что рядом с нами живут аутисты.

- А-у-тизм! - читает нараспев название книги мой сын и смеется. «Аутизм» - читаю я, но смеяться мне не хочется, ведь это слово имеет к моему сыну самое прямое отношение. Это его диагноз.

Аутизм, если отбросить всю медицинскую терминологию, - неумение человека общаться с другими, понимать и усваивать социальные нормы. Это нарушение развития ребенка, и встречается оно чаще у мальчиков. Причины этого нарушения различны. Аутизм более редок, чем, например, синдром Дауна или умственная отсталость.

Живут таки дети в разных условиях: в полных и неполных семьях, в детских домах. Они и сами различные: умные и не очень, способные и обычные. Они неодинаковы, как неодинаковы все люди. В каких-то областях эти дети могут быть весьма успешными. Так, мои знакомые мальчики Глеб, Гриша и Женя неплохо рисуют, 9-летний Ваня занимается самостоятельно по обучающим программам на компьютере, Данилка ходит в группу для одаренных детей в детском саду. Мой 10-летний сын легко складывает и вычитает большие числа, знает таблицу умножения и определяет в уме, каким днем недели было такое-то число в таком-то году.

Аутизм не связан напрямую ни с интеллектом, ни с цветом глаз. Объединяет и отличает детей с таким диагнозом от прочих совсем другое: они не так себя ведут с окружающими, неправильно. Они не понимают, как надо дружить, общаться. Все непонятное ребенка страшит, и он старается защититься, спрятаться, уйти в себя. Аутисты как иностранцы, не знающие языка и обычаев страны, и им нужен «переводчик». Чаще всего это мама или бабушка. И чем младше ребенок, тем больше нужны услуги «переводчика».

Как-то сложилось мнение, что аутисты общаться и сами не хотят: им хорошо внутри себя. С этим не согласятся ни близкие маленьких аутистов, ни специалисты. Общаться дети хотят, но не понимают, как это делать. Общению можно научить, и если с ребенком занимаются и дома, и специалисты, у ребенка имеется возможность контактировать с детьми и взрослыми.

«Такой большой, а кричишь!», «Мама, что он у вас вести себя не умеет!», «Какой невоспитанный и капризный у вас ребенок!» Эти и им подобные замечания от разных случайных людей близкие детей-аутистов в свой адрес слышат очень часто. Мы даже почти не обижаемся: ведь на лбу диагноз не написан.

Пожалуй, нашим детям в какой-то мере повезло, ведь еще лет 10-15 назад такой диагноз был как приговор и родителям рекомендовали сдать ребенка в интернат, а дать рекомендации по обучению могли лишь в Москве или Санкт-Петербурге. Сейчас ситуация немного лучше, диагноз уже не приговор. Появилось много литературы, специалисты, даже некоторые детские сады и школы соглашаются принимать таких детей. Лед тронулся, но не более того. Как и всего нужного, очень мало - специалистов, школ, садиков. Даже понимания других людей.

Появился специальный день в календаре - 2 апреля, день людей, страдающих аутизмом. И хочется напомнить, что аутисты есть вокруг нас с вами. Они растут, меняются и хотят быть вместе с остальными - ходить в детские сады и учиться в школах, играть, заниматься спортом, музыкой, рисованием и прочими детскими делами. Дети-аутисты тоже мечтают вырасти, приобрести профессию и работать. Они слабее и ранимее сильных нас. А главный признак сильного - помощь слабым.

Наталья Баранкина, член Коми республиканской общественной организации родителей детей с особенностями развития «Особое детство»

Справка

Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать 2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме". В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества. Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз.

В России проблема аутизма пока рассматривается вне правового поля. Этим руководители различных ведомств объясняют отсутствие системы грамотной диагностики аутизма, образования, здравоохранения и социализации детей с аутизмом и их семей. Между тем, детей с РАС в России больше, чем детей с изолированной глухотой и слепотой вместе взятых, с синдромом Дауна, с сахарным диабетом или с онкологическими заболеваниями.

Подробнее см. autisminrussia.ru

Использованы материалы komikz.ru и asi.org.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ