
В шесть она переболела полиомиелитом. Недуг навсегда оставил хромоту и обидную кличку «Фрида — деревянная нога». Но она наперекор всему играла в футбол с мальчишками и занималась боксом. В восемнадцать Фрида попадает в ужасную автокатастрофу. Год девушка прикована к кровати, тридцать две болезненных операции и тяжелейшие увечья навсегда сделали её инвалидом. Но она не сдается и во время вынужденного бездействия начинает рисовать.
Фрида всегда отличалась неукротимым нравом и склонностью к эпатажу. В 1928 девушка вступает в мексиканскую компартию, а спустя год выходит замуж за известного художника Диего Ривера. Ему 43, ей — 22. Оба они одержимы революционными идеями в политике, искусстве и в отношениях.
— В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего, — скажет она потом.
Их семейная жизнь бурлила страстями, как кипящий котёл. В день свадьбы Ривера выхватил пистолет и начал палить по гостям. Друзья описывали их отношения как «страстные, одержимые и порой мучительные». Супруги позволяли себе романы на стороне, при этом отличаясь болезненной ревностью. Темпераментная Фрида сумела очаровать даже гостившего в их доме шестидесятилетнего изгнанного из СССР «трибуна русской революции» Льва Троцкого. В этой бурной атмосфере взаимных измен, диких вечеринок, текилы, обезболивающих лекарств и наркотиков, на время избавлявших от физических страданий, Фриде удавалось создавать удивительные картины, ставшие уже при её жизни художественным явлением, а после её смерти от воспаления лёгких в 1954 году получившие всемирное признание и культовый статус.
О Фриде Кало написаны книги и сняты фильмы. Липчанам повезло увидеть историю жизни художницы, рассказанную языком танца фламенко. По приглашению Липецкой филармонии в областном Центре культуры и народного творчества Санкт-Петербургский театр-студия танца под руководством Натальи Зайковой показал спектакль «Фрида».
Наталья Зайкова танцует фламенко с 14 лет. Искусству темпераментного танца она обучалась на его родине, в Испании. Вернувшись в Питер, Наталья открыла свою танцевальную студию. «Фрида» — её первый драматический опыт. За пять лет существования спектакля артисты играют его в тридцатый раз.
— Личность и творчество Фриды меня вдохновляли с детства, — рассказала постановщик и исполнительница главной роли Наталья Зайкова. — Чем больше я училась, тем сильнее становилась потребность выразить себя в танце. На мой взгляд, лексика танца фламенко удивительно подходит для представления о жизни Фриды и её постоянной борьбе со смертью. Хотя мои испанские педагоги здорово удивились, увидев мою работу. Так ещё никто не делал, но идея им понравилась. Я убедилась, что темперамент русских и испанцев очень похож, многие вещи мы воспринимаем одинаково.
Партии Диего Риверы и Смерти в спектакле исполнил танцор Константин Фролов.
— Ривера был очень обаятельным мужчиной и талантливым мастером, серьезно повлиявшим на Фриду, — говорит он. — Неизвестно, состоялась ли бы она без него как художница. И в то же время он принес ей много страданий и боли. Поэтому мой образ столь неоднозначен.
В спектакле решили обойтись без политики. Хотя, как призналась Наталья Зайкова, публика часто недоумевает, где же на сцене Троцкий. В первом варианте постановки, вдохновленном знаменитым автопортретом «Две Фриды», присутствовала ещё одна женская партия, альтер-эго Фриды, темная сторона её личности. Однако новая версия концентрирует внимание зрителей на страстном жизнелюбии художницы, до последних дней сражавшейся с болезнью.
На фоне проекции старых фото и картин Фриды Кало, среди причудливой игры тени и света мужчина и женщина в танце вели бесконечный диалог о радости и боли, любви и ненависти, жизни и смерти. Противоборство двух сильных натур сопровождалось великолепной живой музыкой. Чувственный вокал певицы Татьяны Шишковой в сопровождении гитар, фортепьяно, пальмаса и перкуссии добавил спектаклю ярких красок. Публика в переполненном зале до самого конца сопереживала происходящему, устроив в финале овацию артистам.
Сергей Малюков
Источник: Липецкая газета