На неделе из Домодедова не смогла улететь делегация инвалидов, включая депутата Госдумы. Они должны были лететь в Дюссельдорф на конференцию, посвященную правам инвалидов, но немецкая авиакомпания AirBerlin оказалась готова принять только двух из шестерых колясочников. Разразился скандал - пассажиров отправили в Дюссельдорф «Аэрофлотом». Мы попытались узнать, почему у одних компаний мест для инвалидов нет, а у других они находятся сразу.
Откуда места у «Аэрофлота»
В AirBerlin свой отказ объяснили тем, что организаторы поездки предоставили неверную информацию о количестве «немобильных пассажиров». Однако один из пассажиров, депутат Госдумы Владимир Крупенников, уверял, что авиакомпанию заранее предупредили обо всех инвалидах-колясочниках, и за две недели до вылета Air Berlin даже запросила информацию о размере и весе колясок. Однако уже в аэропорту перевозчик сообщил о невозможности взять на борт всех и предложил перевозить группу частями в течение двух суток – по два инвалида за рейс. Но на помощь пришел «Аэрофлот», отправив сразу всю делегацию одним рейсом.
В российском МИДе сразу расценили произошедшее как нарушение прав и свобод российских граждан: «Это идет вразрез с духом и буквой ряда международно-правовых документов, в частности, Конвенции о правах инвалидов 2006 года, ратифицированной в том числе и Германией».
Однако председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков считает, что в России с правами инвалидов все куда хуже, чем в Германии. «Я, конечно, не очень хорошо знаком с ситуацией, сложившейся в AirBerlin. Но часто бывает, что мировые компании, попадая в российские условия, действуют в соответствии с действующими правилами - и стараются извлечь максимальную прибыль. Это очень характерно для нашей страны. Например, «Макдоналдс», мировая компания, только в России (ну и в некоторых странах бывшего СССР) не пишет состав продуктов на упаковке. Потому что в России их не заставляют этого делать. Так и здесь, наверное».
В России авиаперевозчик сам решает, кого пускать на борт. В мире, уверяет Михаил Аншаков, не так, потому что действует законодательство в области защиты прав инвалидов. «Попробуй инвалида не впусти в салон самолета - он пойдет в суд и взыщет огромные суммы с авиакомпании. Там судебная система является регулятором отношений между пассажирами и авиакомпанией. А у нас компенсации в суде назначают чисто символические - несколько тысяч рублей».
Представители авиакомпаний уверяют, что все зависит от самопозиционирования компании. Если авиакомпания не ориентирована на социальные перевозки, то странно требовать от нее перевозки инвалидов в большом количестве. Есть и авиакомпании более социально ориентированные (у нас такими считаются «Аэрофлот» и «Россия»). Именно поэтому AirBerlin оказалось всего два места для инвалидов, а у «Аэрофлота» - много. Как сообщили в пресс-службе «Аэрофлота», в компании действуют внутренние правила, по которым «пассажиров с ограниченными физическими возможностями на рейсе должно быть не больше, чем остальных пассажиров». Т.е. половина рейса может состоять из инвалидов - и компания обязана обеспечить их перелет.
Единственное условие, о котором предупреждают все авиакомпании, - пассажиры, нуждающиеся в коляске или других особых условиях в аэропорту и в самолете, должны уведомить об этом заранее. «Конечно, если у нас попросят коляску уже на стойке регистрации, мы ее предоставим. Но такие вещи все-таки подлежат планированию. Большинство инвалидов об этом знают», - говорят представители крупных российских авиакомпаний.
Как отказать пассажиру
Однако случаи, когда инвалидов не пускают на борт самолета российских авиакомпаний, вовсе не единичны. В первую очередь потому, что у перевозчика есть законное право в любой момент отказать пассажиру в перевозке.
«Согласно 107-й статье Воздушного кодекса перевозчик имеет право отказать пассажиру, если его состояние здоровья требует особых условий перевозки, которых перевозчик не может обеспечить, или угрожает безопасности и удобству других пассажиров, - говорит юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов, - при этом перевозчик возвращает клиенту все денежные средства, заплаченные за перевозку, и разрывает договор в одностороннем порядке».
Авиакомпании это постановление используют шире - как основание для отказа пассажирам-инвалидам, говорит Михаил Аншаков: «и формулируют причину отказа как «отсутствие условий для перевозки данного пассажира». Это совсем не обязательно значит, что на борту действительно нет условий, - просто перевозить инвалида гораздо сложнее, чем обычного пассажира. «Авиаперевозчики ориентируются на поток, авиакомпаниям невыгодно, когда едет инвалид - ему ведь нужно уделять особое внимание. Поэтому они стараются продать билет кому-нибудь другому, чтобы не возиться», - говорит он.
Недавно Общества защиты прав потребителей обжаловало эту статью в Верховном суде РФ: «Скоро наша жалоба будет рассматриваться. Эта статья противоречит федеральному закону в области защиты прав инвалидов и международным конвенциям, но почему-то до сих пор действует», - говорит Аншаков.
По мнению юриста Дениса Ульянова, говорить о противоречии Воздушного кодекса и мировых конвенций неправильно: «Конвенция - это декларативные нормы, нельзя из-за них менять закон. Правила авиаперевозки пассажиров в первую очередь направлены на безопасность основной массы пассажиров, и это никак не инвалиды. Защите инвалидов уделяют в последнее время слишком много внимания. Очень многие на этом деле пиарятся - и больше ничего. Социальная защита инвалидов сейчас и так очень сильная. Нельзя из-за инвалидов ущемлять права перевозчика. Авиаперевозчик оборудует самолеты так, как считает необходимым».
У пассажира всегда есть инструменты защиты, говорит он. Лучший из них - «заранее заключить соглашение или получить письменное подтверждение авиаперевозчика, что самолет подходит по своим показателям для данного пассажира. Эта заявка - своего рода доказательство того, что перевозчик принял на себя обязательства по перевозке пассажира. Пассажир должен обеспечить себя такими доказательствам на случай, если его права будут нарушены».
Что нужно инвалиду в самолете
Международных конвенций, которые контролируют воздушные перевозки, - две. Одну из них - Варшавскую (от 1929 года) - Россия (СССР) ратифицировала в 1934 году. Вторую - Монреальскую (1999 года) - ратифицировало большинство западных стран. «Это большой позор, мы живем по конвенции 1929 года! - возмущается Михаил Аншаков. - Все крупные страны ратифицировали Монреальскую конвенцию, и только Россия этого не сделала. И все для того, чтобы защитить интересы авиакомпаний, прежде всего «Аэрофлота»».
Отсюда и возникают такие странные формулировки, как «отсутствие технических возможностей», которая, по мнению Аншакова, сама по себе ненормальна. «Любой перевозчик обязан создать эти технические возможности, ведь под ними подразумеваются самые простые условия, которые компания может организовать, не вкладывая больших средств в инфраструктуру».
Организовать условия для инвалидов на самолете, по словам Аншакова, не так сложно, потому что никаких специальных мест не нужно оборудовать. «Инвалиды в самолете сидят в самом обычном кресле. Единственное, что нужно, - это в туалетах сделать специальные поручни. Но авиакомпании не хотят даже на это идти. Некоторые, конечно, пытаются принимать какие-то внутренние регламенты, но это больше для отвода глаз».
Некоторые авиакомпании специально оборудуют салон для нужд инвалидов: делают поручни, отдельные туалеты. Но любое дополнительное оборудование в самолете - это опасно, считает юрист Ульянов, «дополнительные помещения, подъемники, поручни - все это ведет к снижению уровня безопасности и может нарушить права других пассажиров. Основная масса пассажиров более важна во всех отношениях, чем один, два, три инвалида. Перевозчик должен обеспечить только места. Если пассажир не может воспользоваться имеющимся туалетом, значит, самолет для него не предназначен».
Несколько сложнее обеспечить аэропорт всем необходимым для обслуживания инвалидов, рассказывает Михаил Аншаков: «В каждом аэропорту должно быть некоторое количество специальных узких колясок, потому что обычные коляски не пройдут по трапу и не влезут в салон самолета. Нужно обучить персонал обращаться с инвалидами, с инвалидными креслами. Для этого нужно провести обучающие тренинги. Плюс в аэропорту должны быть автобусы с низкой посадкой и широким входом - а не пазики, как в региональных аэропортах».
Кого еще не пускают в самолет
Инвалиды - не единственные, кого на борт могут не пустить. Они - только часть категории, которая на сайтах авиакомпаний обозначена как маломобильная. К таковым, кроме инвалидов, относятся маленькие дети в колясках, пожилые люди, беременные женщины. Перевозчик, если сомневается в удовлетворительности состояния пассажира, может запросить справку, подтверждающую, что ему разрешено лететь. Если справки нет, в каждом аэропорту есть медпункт, где могут провести обследование пассажира перед полетом. «И тогда все будет зависеть от выводов врачей», - говорит Денис Ульянов.
Как сообщают авиакомпании, пожилые люди могут летать без ограничений - они сами за себя отвечают. За детей без сопровождения отвечает авиакомпания, иногда к ребенку на борту приставляют отдельного бортпроводника. Беременные женщины могут летать только на сроках до 6 месяцев — так гласят федеральные авиационные правила.
Иногда эти правила нарушаются. На прошлой неделе на борту самолета компании Аэрофлот, летевшего из Симферополя в Москву, родился ребенок. Как сообщается на сайте компании, роды принимали члены экипажа и медсестра из числа пассажиров. «Это достаточно редкое явление на борту авиалайнера «Аэрофлота». Последний раз такой случай произошел 14 сентября 2005 года на борту самолета Boeing 767, следовавшего рейсом SU321 из Москвы в Лос-Анджелес», - сообщила авиакомпания.
Что есть в Пулкове
В 2011 году в Пулкове появилась Служба перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, на тот момент там работало 12 сотрудников. Летом 2012 года штат планировали увеличить на 8 человек.
«Каждый работник службы - молодой мужчина крепкого телосложения, владеющий английским языком, способный вынести физические и моральные нагрузки, способный сопереживать и быть небезразличным, и, в то же время, способный сохранять спокойствие в любой ситуации», - рассказывают в пресс-службе аэропорта.
Обучение по работе с инвалидами проходили также сотрудники Дирекции по наземному обслуживанию ООО «Воздушные Ворота Северный Столицы»: «изучили основы языка жестов, получили навыки для общения со слабовидящими пассажирами, пассажирами на инвалидных креслах и слабослышащими пассажирами».
Маломобильному пассажиру в аэропорту при необходимости предоставляется кресло-коляска, носилки, при необходимости проводится индивидуальный предполетный досмотр. В случае необходимости пассажиры доставляются на борт воздушного судна при помощи специального автомобиля – амбулифта. Заказать специальную помощь в аэропорту Пулково можно, заполнив заявку на сайте аэропорта, по телефону или при бронировании билета.
В 2011 году в аэропорту было обслужено более 4000 человек с ограниченными возможностями.
Анастасия Дмитриева
Источник: online812.ru