Архив:

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность». Представляя собой нерасторжимое единство, так как личность человека предполагает высокоор¬ганизованную психику, они имеют разное содержание.

Психика - это свойство мозга, субъективный образ объектив¬ного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Она присуща всем живым существам. Но у человека в процессе эволюции, наря¬ду с непосредственным отражением внешних воздействий, возникло опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, развилась способность оперировать этими словами, появилось сознание как ведущий уровень ре¬гуляции поведения и деятельности и основа формирования личности.

Личность, в отличие от понятия «психика», - социальное системное качество человека как субъекта человеческих отно¬шений, приобретаемое в онтогенезе. Личность, как и психика, развивается с разной степенью интенсивности на протяжении всей жизни. Развитие - общее свойство, присущее природе и обществу в целом и каждой личности в отдельности. Под развитием понимается изменение, для которого характе¬рен переход из одного состояния в качественно другое, более совершенное. Процесс развития личности неотделим от разви¬тия психики, но он не сводится только к совокупности раз¬вивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Развитие личности в самом общем виде рассматривается в психологии как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Личность человека начинает формироваться с первых ме¬сяцев жизни. На первом году жизни личностные особенности у ребенка открыто не проявляются, но к концу третьего года они становятся заметными. В некоторых его действиях и по¬ступках появляется целенаправленность, возникает по¬требность доводить начатое дело до конца. Например, в ходе игры или при выполнении других действий он уже может при¬нимать самостоятельные решения, отказаться от предла¬гаемой помощи, что находит выражение в высказывании «Я сам».

К началу обучения в школе ребенок уже вполне сфор¬мировавшаяся личность. Он умеет понимать других людей и выполнять их просьбы, владеет нормами поведения, у него появляются самооценка и уровень притязаний, более выра¬женными становятся характерологические качества.

В школьные годы процесс развития личности продолжа¬ется. Формируются интересы, способности, потребности, ми¬ровоззрение, убеждения, определяются жизненные цели, ста¬новятся устойчивыми воля и характер. К концу обучения в школе личность школьника приобретает, в основном, завер¬шенный характер.

Определяющим условием развития личности человека яв¬ляется его многоплановая деятельность и общение, причем личность ребенка формируется в специфической для него дея¬тельности - игре, общении, учении, труде. Вместе с тем / деятельность выполняет развивающую функцию лишь в том случае, если обеспечена ее мотивационная сторона, если у ре¬бенка складывается достаточно осознанные, стойкие и силь¬ные внутренние побуждения. В связи с тем, что деятельность многопланова, существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности и осознанности, побуждающих к ее выполнению. Единая взаимосвязанная система мотивов деятельности и их реализация составляют психологическую основу развития личности. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются и развиваются раз¬личные качества личности. Система устойчивой структуры преобладающих мотивов характеризует направленность ак¬тивности личности.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, процесс развития ребенка - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие.

Физическое, психическое и личностное развитие ребен¬ка представляет собой сложную динамику формирования органических, психических и личностных свойств, которые представляют собой взаимосвязанный и взаимообусловлен¬ный процесс. Одновременно с физическими изменениями в ор¬ганизме ребенка происходит глубокая перестройка психики, обусловленная не только физиологическими факторами, но в значительной степени психосоциальными.

На формирование личности в подростковом и юношеском возрасте особое влияние оказывают ситуации, связанные с по¬ловым созреванием и специфические для каждого пола про¬блемы. Так, представление о себе у подростка формируется в зависимости от степени социальной реакции на изменение его физического облика со стороны окружающих (одобрение, восхищение, отвращение, насмешки, презрение). Многие кризисы в период полового созревания в юности связаны с не¬ловким или оскорбительным отношением к юноше взрослых людей, а также сверстников. Подростки чувствуют себя уве¬реннее, если у них возникает ощущение личной идентичнос¬ти. Они хотят, чтобы у них было все, как у других. Считает¬ся, что около половины девушек и трети юношей в период взросления озабочены размерами своего тела, фигурой и ве¬сом, опасаясь остаться слишком маленькими или стать слиш¬ком большими.

Не меньшую тревогу вызывают нарушения пропорций те¬ла. И юношей, и девушек беспокоит, например, какой у них нос, короткий или длинный, кажущиеся длинными руки и многое другое. Знание особенностей развития помогает из¬бавиться от чувства неполноценности. Для данного возраста типично также нежелание признаться в подобных пережива¬ниях из-за страха быть высмеянными взрослыми.

Названные особенности психосоциального воздействия на детей, и особенно подростков, в период возрастного созрева¬ния по-разному оказывают влияние на формирование их личностных качеств. В одних случаях дети успешно справ¬ляются с проблемами переходного периода, в других - воз¬никают трудности, обусловленные различными личностными отклонениями морально-этического, невротического характе¬ра и т. д.

Особую роль в формировании и развитии личности играет ее собственная активность. Причем, чем более развита личность, тем более активную роль она играет в коррекции внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее. Как подчеркивал известный отечественный психолог С.Л. Ру¬бинштейн, всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную рабо¬ту воспитуемого и успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько он оказывается в состоянии ее стимулировать и на¬правлять.

Эта деятельность находит свое проявление в самовоспита¬нии. Самовоспитание представляет собой высшую форму участия личности в собственном развитии наряду с более простыми формами саморазвития и самосовершенствования. Источниками самовоспитания являются не только внеш¬ние, но и внутренние факторы: стремление к какой-либо деятельности или следование какому-либо идеалу и т. д. Ме¬тодами самовоспитания могут быть требования морали, стрем¬ление завоевать признание в группе, пример авторитетных людей и др.

Весьма продуктивную концепцию развития личности пред¬ложила B.C. Мухина. Она считает, что человек как истори¬ческий субъект в онтогенетическом развитии * социально наследует* психические свойства и способности, активно * присваивает» духовную культуру, созданную человечеством, в результате чего становится личностью. Главным в этом про¬цессе является становление самосознания, поэтому всегда на всех этапах развития индивида должны быть задействованы феномены, которые определяют построение его структуры.

Согласно ее взглядам, самосознание человека развивается следующим образом: 1 •- имя собственное плюс личное место¬имение (за которым стоят идентификация с телом, с физиче¬ским обликом и индивидуальная духовная сущность челове¬ка); 2 - притязание на признание; 3 - половая идентифи¬кация; 4 - психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем; 5 - социальное простран¬ство: долг и права.

Структура самосознания личности универсальная (хотя у представителей разных народов, на каждом историческом этапе она имеет свое специфическое содержание и свои спо¬собы ее передачи новому поколению) и формируется следую¬щим образом.

- Имя собственное в процессе индивидуального развития становится тем первым кристаллом личности, вокруг которого позднее формируется сознаваемая человеком собственная сущность.

- Притязание на признание. Начинается с раннего воз¬раста и постепенно обретает для человека личностный смысл, что способствует саморазвитию, утверждению индивидуаль¬ности, разносторонним достижениям. -

- Половая идентификация. Каждая культура имеет свои специфические ориентации на воспитание в ребенке самосоз¬нания себя как мужчины или женщины. Свою половую при¬надлежность ребенок начинает усваивать с семьи. Стереоти¬пы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями сво¬его пола.

- Психологическое время личности - способность к со¬отнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование развивающейся лич¬ности, обеспечивающей ее полноценное существование. Вы¬сокоразвитая личность в свое личное прошлое, настоящее и будущее включает и историческое прошлое своего народа, и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в се¬бя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни.

- Социальное пространство личности включает в себя права и обязанности - то, что ориентирует нас к жизни в об¬ществе. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством, которое резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен».

Что же касается детей с ограниченными возможностями, то имеющиеся у них нарушения физического или умственно¬го развития вносят в процесс становления ребенка как лич¬ности значительное своеобразие. Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности, однако для всех видов отклонений доминирующим является наруше¬ние речевого общения, способности к приему и переработке информации. По этой причине дети с отклонениями в раз¬витии испытывают большие трудности при обучении, в час¬тности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интел¬лектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств.

У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недо¬оценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии лег¬ко попадают под чужое влияние. Человек с отклонениями в развитии почти всегда в какой-то форме чувствует свое не¬выгодное положение, вытекающее из его дефекта, что усугуб¬ляет чувство его неполноценности.

На качественные характеристики развития ребенка сказы¬вается степень, время возникновения первичного дефекта и возраст, в котором он был приобретен. Общая законо¬мерность здесь состоит в том, что чем раньше наступило повреждение, тем значительнее проявляется аномалия разви¬тия. Поэтому очень важно своевременно обнаружить откло¬нение в личностном развитии и оказать ребенку необходимую помощь.

Надо также иметь в виду, что развитие ребенка с ог¬раниченными возможностями происходит в ограниченном пространстве, вне полноценного общения со сверстниками и взрослыми, что способствует развитию вторичной аутизации и формированию эгоцентрических установок. Дети с от¬клонениями в развитии зачастую воспитываются в условиях гиперопеки со стороны родителей и ближайших родствен¬ников. В связи с тем, что у ребенка нарушена та или иная жизненная функция, ему приписываются феномены «плохости», «слабости», не уделяется внимания развитию у него интересов, желаний, что в конечном итоге приводит к психо¬логической инвалидности, которая в свою очередь усугубляет его физические недостатки. Вырастая, такой ребенок оказы¬вается не способным к самостоятельной жизни, но не в связи с наличием дефекта, а из-за несвоевременного формирования необходимых личностных качеств.

Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализи¬рованной, а с реальной действительностью, в которой про¬являются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устой¬чивости к травмирующим ситуациям, воспитание психоло¬гического иммунитета невосприимчивости к негативным фор¬мам поведения окружающих.

Развитие личности человека - сложный, многоплановый процесс усвоения ею общественно-исторического опыта, в хо¬де которого происходят постоянные изменения в физической, социальной, моральной и других сферах. Несмотря на то, что динамика развития личности нормального и аномального ре¬бенка подчинена единым общим закономерностям, каждый вид аномалии вносит свои коррективы. На развитие личнос¬ти ребенка влияет характер имеющегося дефекта, степень выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, возрастные и компенсаторные возможности ребен¬ка, условия жизни и его воспитания и ряд других факторов.

В то же время, с точки зрения современного научного под¬хода, организм ребенка, его здоровье, личностные особенно¬сти - единое, целостное образование. Поэтому специалист по социальной реабилитации должен иметь четкое представ¬ление о закономерностях развития психики и личности как системы, подходить к формированию личности ребенка с ог¬раниченными возможностями в процессе социальной реаби¬литации комплексно, личностно-ориентированно, представ¬лять в своем воображении личностные качества, которыми должен обладать ребенок, став взрослым, и применять в этой связи адекватные воздействия.

Социализация личности как главное условие ее развития

Понятие «социализация» в различных научных школах не имеет однозначного толкования: в необихивиоризме оно оз¬начает социальное научение, в символическом интеракцио-низме - результат социального взаимодействия, в гумани¬стической психологии - самоактуализация «Я-концепции». Связано это с тем, что явление социализации многоаспектное и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена.

Социализация - это процесс и результат усвоения и актив¬ного воспроизводства индивидом социального опыта, осуще¬ствляемый в общении и деятельности. Опыт личности - это динамическая система устойчивых чувств, умений и знаний, возникающих в процессе жизни и деятельности. Ребенок, появляясь на свет, включается в систему уже готовых от¬ношений, норм и правил поведения, способов пользования предметами, выработанными предшествующими поколения¬ми. На ранних стадиях развития особенности человеческого бытия усваиваются им на подсознательном уровне. Затем этот процесс, по мере взросления ребенка, приобретает осознанный характер и становится неотъемлемой частью сознания личнос¬ти. Опыт личности - это итоговая совокупность фиксиро¬ванных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей во внутреннем психическом плане.

Формирование опыта личности - длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объектив¬ными и субъективными факторами. К ним относят:

Внешние факторы:

1. Макросоциальные условия: экономика, политика, пра¬во, идеология, мораль, традиции, общественная психология, религия; общественное мнение, слухи, литература, средства массовой информации; географическая среда.

2. Микросоциальные условия: семья; образовательные и воспитательные учреждения, группы общения, друзья.

Внутренние факторы:

1. Физиологические особенности развития и состояние здо¬ровья ребенка. Дети с расстройствами зрения, слуха, умственно отсталые, ослабленные, в связи с перенесшими заболеваниями, как правило, испытывают затруднения в приобретении знаний, выработке навыков и умений.

2. Социально-психологические особенности восприятия окружающей действительности личностью. Сюда входят: ин¬дивидуальные особенности ощущений, особенности ассоциа¬тивной и условной значимости воспринимаемого материала, избирательности восприятия предметов внешнего мира.

3. Социально-психологические особенности мышления. В качестве основных социально-психологических особенно¬стей мышления выступают: умение обобщать, избиратель¬ность мышления, стереотипы мышления и др.

4. Социальные установки, уровень развития потребностно-мотивационной сферы.

5. Собственная активность ребенка по усвоению обществен¬но-исторического опыта.

В ходе социализации человек не просто усваивает социаль¬ный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, ус¬тановки, ориентации, избирательно вводит в систему своего поведения те нормы и стереотипы, которые приняты в общест¬ве или в группе, с которой он взаимодействует. У него склады¬вается свой личный опыт

Обычно выделяют три сферы, в которых происходит со¬циализация личности: деятельность, общение, самосознание. Общее, что характеризует эти сферы - расширение, умноже¬ние социальных связей личности с внешним миром.

Ведущую роль в социальном становлении ребенка игра¬ет деятельность, причем решающее значение оказывает не вообще деятельность, а ведущая деятельность, в которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и наи¬более эффективно усваивает социальный опыт.

Вторая сфера - общение. Посредством общения ребенок получает информацию об опыте, который ему необходимо усвоить и преобразовать в собственные взгляды, мысли, ус-1 тановки, нормы поведения и т. д.

Третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде процесс социализации пред¬ставляется как становление в человеке образа его «Я». Образ «Я» - это понимание себя, отношение к себе. Образ «Я» складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных факторов. Высший уровень его развития - caмосознание - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Главными функциями самосознания являются познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Процесс социализации, как подчеркивает Г.М. Андреева, может быть понят только как единство изменений всех трех названных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действу¬ет, познает и общается, тем самым осваивая не только бли¬жайшую микросреду, но и всю систему социальных отноше¬ний. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее и свой опыт, свой творческий подход. Поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме активного ее преобразо¬вания.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода). Ребенок усваивает соци¬альный опыт некритически, адаптируется, приспосабливает¬ся, подражает.

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выде¬лить себя среди других, критическое отношение к обществен¬ным нормам поведения). Данная стадия по-разному протека¬ет у подростков и юношей. В подростковом возрасте стадия индивидуализации в ходе самоопределения «Мир и Я» харак¬теризуется как промежуточная социализация, так как ми¬ровоззрение и характер подростка еще не сформировались и являются неустойчивыми. Юношеский же возраст (18-ч 25 лет) характеризуется определенной устойчивостью. Социа¬лизация в этом периоде определяется как концептуальная, в ходе которой вырабатываются устойчивые свойства лич¬ности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства, которыми обладает личность, принимаются об¬ществом или группой, в которую он включается. Если же особенности конкретной личности не находят признания, то возможны следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь пери¬од зрелости человека, его трудовой деятельности, когда чело¬век не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на других людей, на окру¬жающую действительность через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта в ходе передачи его но¬вым поколениям.

Определенный интерес для понимания сущности процесса социализации детей представляют взгляды Д.И. Фельдштейна о поуроеневом социальном развитии личности в онтоге¬незе. Он обращает внимание на то, что развитие личности - это единый процесс социализации, в ходе которого ребенок осваивает социальный опыт и опыт индивидуализации, учит¬ся выражать собственную позицию, противопоставлять себя другим, проявлять самостоятельность путем установления все более широких отношений. Степень овладения этим опытом своеобразно проявляется в позиции «Я в обществе», в кото¬рой отражается стремление ребенка понять свое «Я», и в по¬зиции «Я и общество», где происходит осознание им себя как субъекта общественных отношений.

Позиция «Я в обществе» особо активно развертывается в периоды раннего детства (с 1 года до 3 лет), младшего школь¬ного (с 6 до 9 лет) и старшего школьного (с 15 до 17 лет) возрас¬тов, когда актуализируется предметно-практическая сторона деятельности. Становление качественно иной социальной по¬зиции «Я и общество» наиболее активно происходит в до¬школьном (с 3 до 6 лет) и в подростковом (с 10 до 15 лет) возрастах. В эти периоды особенно интенсивно усваиваются нормы человеческих взаимоотношений.

Уже в младенческом периоде выясняются возможности со¬циального развития ребенка, устанавливается в определенном смысле его позиция «Я по отношению к обществу», что со вре¬менем приводит растущего человека к осознанному понима¬нию наличия рядом с ним других людей.

У ребенка от года до трех лет, в результате овладения вы¬работанными способами употребления доступных вещей, воз¬никает стремление выйти за пределы непосредственных оби¬ходных отношений. Знакомясь с предметами и действиями с ними, он одновременно осваивает определенные роли, что и готовит его переход на новую социальную позицию. К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человече¬ским миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «Я», осознавая свою «самость», ставя себя в по¬зицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития: он начинает все более ак¬тивно вступать в отношения с другими людьми - взрослыми и сверстниками.

В период с 3 до 6 лет, осознав свое «Я» среди других, ре¬бенок стремится примерить себя к другим, активно воздей¬ствовать на ситуацию: он овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которые и определяют развитие его социализации и индивидуализации.

К 6 годам у детей отчетливо проявляется способность ста¬вить себя на место другого человека и видеть вещи с его по¬зиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Такое поведение ребенка, при одновременном развитии вооб¬ражения и символики, обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе, вновь на новом уровне выдвигает на первый план позицию «Я в обще¬стве». Освоив в игровой деятельности отношение к вещам, ребенок стремится реализовать свои возможности в предмет¬но-практической деятельности, что актуализирует на данном рубеже значение учебной деятельности.

Если пятилетние дети ориентируются в основном на зна¬комые окружающие их предметы и близких людей, то у шес¬тилетних детей проявляется более широкое понимание соци¬альных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек осознает свою принадлежность к детскому коллективу, начинает понимать важность общественно-полезных дел. То есть именно на ру¬беже между 5-6 годами у ребенка формируется определен¬ное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной дея¬тельности.

Следующий период становления личности приходится на 6-9 лет и связан с осознанием ею своего места в системе общественных отношений. Происходит формирование произ¬вольности психических процессов, внутреннего плана дейст¬вия, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к 9 годам развитие потребности в получении признания дру¬гими людьми и развертывания систем

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ