Архив:

Мошенники "от мэрии"

К самарцам под видом представителей власти приходят подозрительные люди

В Самаре снова охотятся на доверчивых людей. Некие люди приходят к жителям, представляются муниципальными служащими или соцработниками и предлагают материальную поддержку - либо 15 тысяч рублей от городской администрации, либо помощь в оформлении субсидий на 50 тысяч. В мэрии Самары уверены: это - мошенники. А юристы предупреждают, что лже-соцработники могут быть весьма опасны.

Деньги в подарок

В Самаре отмечен новый вид мошенничества. В последние дни жители города (преимущественно Октябрьского района) стали рассказывать в интернет-блогах о странных визитах. К ним домой приходили некие мужчина и женщина и приглашали на собрание «через пять минут на лестничной площадке». Визитеры называли себя представителями несуществующих государственных, общественных или социальных организаций, в доказательство предъявляли подозрительные удостоверения и даже агитационные листовки главы Самары Дмитрия Азарова.

Незнакомцы предлагали жителям материальную помощь от городской администрации в размере 15 тысяч рублей, «любезно соглашаясь» перечислить деньги в банк. После этого молодые люди записывали номера банковских счетов и паспортные данные жильцов и уходили в неизвестном направлении.

Когда корреспондент «ВК» попытался выяснить что-либо в мэрии, оказалось, что это еще не все. Руководитель департамента социальной поддержки и защиты населения администрации Самары Петр Сучков рассказал, что еще на прошлой неделе ему стали сообщать о молодых людях, которые ходят по квартирам ветеранов и, представлясь сотрудниками фонда соцстрахования, предлагают помощь в оформлении субсидий на 50 тысяч рублей.

«Заявлений по данным фактам в милицию пока не поступало, - пояснила «ВК» пресс-секретарь УВД Самары Елена Шеина. - Зачем неизвестные собирают данные людей, тоже еще неизвестно». Не исключена вероятность, что данными могут воспользоваться для незаконного оформления кредитов.

Мой дом - моя крепость

Однако адвокат коллегии адвокатов №11 Владимир Рахманов считает, что цель мошенников несколько другая. «Взять кредит, имея при себе только паспортные данные, нельзя, - говорит он. - В идеале он выдается при наличии паспорта и самого владельца документа. Если же средства получены без владельца, по копии документа, удостоверяющего личность, то здесь и идет речь о мошенничестве. Такие схемы обычно используют нечестные служащие банка, оформляя кредиты на подставных лиц. Но, на мой взгляд, просьба сообщить паспортные данные пенсионеров или номер счета в банке - только предлог, чтобы проникнуть в квартиру и завладеть деньгами. Были такие случаи, когда по квартирам ходили мошенники, представлявшиеся сотрудниками Пенсионного фонда, и предлагали внести определенный взнос. Доверчивые бабушки и дедушки, не убедившись в подлинности документов (а зачастую эти удостоверения бывают поддельными,) отдают мошенникам последнее и остаются ни с чем».

В администрации города о предлагаемой от их имени материальной помощи в размере 15 тысяч рублей услышали впервые. А граждан, особенно пенсионеров, попросили быть более бдительными.

Доверие по привычке

Жертвами мошенников чаще всего становятся ветераны, пенсионеры и инвалиды. Это связано с тем, что они привыкли доверять своим соцработникам и ждут от соцслужб лишь поддержки и помощи. Но бдительности терять нельзя.

По словам замдиректора ЦСО Октябрьского района Марины Мельниковой, к человеку может прийти только закрепленный за ним соцработник, а если он меняется, об этом обязательно оповещают клиента. Как поясняет начальник отдела организации социальной помощи населению Самарского района Татьяна Парахина, другие соцработники приходят на дом в редких случаях (причем это целая представительная комиссия): для обследования жилья с целью ремонта или выделения нового, а также для начисления материальной помощи при трудной жизненной ситуации. Но только после заявления и уточнении времени. Нуждающиеся в телефоне сами приходят в орган соцзащиты с документами.

Сотрудники соцслужб рекомендуют не пускать незнакомых, перезванивать в службу и уточнять. Декан психологического факультета СамГУ Константин Лисецкий предлагает создать общедоступную памятку с телефонами, перечнем продуманных вопросов, которые позволят отличить мошенника от соцработника, а людям советует больше сомневаться и звонить в соцслужбу, уточнять.

Как отличить мошенника от соцработника

Петр Сучков, руководитель департамента социальной поддержки и защиты населения администрации Самары.

- От жителей поступают сообщения о том, что некие люди ходят по домам, представляются сотрудниками соцзащиты и предлагают деньги.

- Это однозначно мошенники! Неделю назад мне поступило сообщение о том, что некие люди ходят к ветеранам и, представляясь сотрудниками фонда соцстрахования, предлагают помощь в оформлении субсидий в 50 тысяч рублей. Дело в том, что недавно в «Российской газете» была опубликована информация о выделении этих субсидий. Видимо, мошенники прочитали об этом и решили воспользоваться.

- Чем опасны подобные мошенники?

- Я пока не слышал, что есть потерпевшие именно от этих мошенников. Но думаю, люди под видом соцработника могут пробраться в квартиру, а там уже и деньги забрать, и ценные вещи. Поэтому если работник соцслужбы или госструктуры фонда вызывает серьезные подозрения - лучше не пускать его в квартиру.

- А как отличить мошенника от настоящего соцработника?

- Например, сотрудники фонда соцстрахования звонят перед визитом и при встрече предъявляют служебные удостоверения. Документы необходимо спрашивать и у других сотрудников соцслужб и госструктур, если они вдруг пришли к вам домой. Кроме того, можно позвонить в соответствующую службу и узнать, направляли ли они к вам своего сотрудника? В случае с мошенниками, прикидывающимися сотрудниками фонда соцстрахования, нужно звонить в районное управление соцзащиты.

Комментарии

Владимир Рахманов, адвокат коллегии №11:

- Представители пенсионных фондов и соцучреждений если и собираются навести визит, то обязательно предварительно предупреждают об этом. Я советую не разговаривать с подозрительными лицами, пришедшими к вам домой, и при возможности звонить в те учреждения, которые они якобы представляют, и узнавать, действительно ли этот человек там работает. Как правило, как только люди говорят о своем намерении позвонить, мошенники ретируются.

Константин Лисецкий, декан психологического факультета СамГУ:

- Чтобы отличить мошенника от соцработника, можно спросить у пришедшего год его рождения, время работы в соцслужбе, имя предыдущего коллеги. Заминки, суета, конфуз - будут являться показателями недобросовестности пришедшего. При сомнениях - отложить встречу: сказать, что сейчас придут гости, просить оставить телефон и адрес, «мол, придем сами», или пусть в другой раз проходит.

Андрей Мастерков, депутат Самарской городской думы:

- Случаи мошенничества существенно подрывают имидж как отдельных соцструктур, так и власти в целом, ведь предотвращение таких случаев и защита от подобного - их задача. Надо работать на опережение: больше давать информации, проводить профилактические меры, призывать к бдительности. Продумать защищенность документов госслужб, чтобы было меньше возможностей их подделать. А люди пусть всегда уточняют и перезванивают.

Справка

В 2010 году в Самарской области произошло общее снижение числа мошенничеств почти на 20% (по сравнению с предыдущим годом). Количество имущественных преступлений (кроме мошенничеств, сюда также входят кражи и грабежи) в целом тоже снизилось. Такие данные озвучил на коллегии по итогам работы губернской милиции глава ГУВД по Самарской области Юрий Стерликов. Статистику по мошенничествам 2011 года на момент сдачи материала в пресс-службе облГУВД предоставить не смогли.

Ольга Бородина, Ирина Медведева, Ксения Штефан

Источник: vkonline.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ