Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

«Я спорю с будущим» Часть 3

Кемеровчанка Лариса Толкач много лет вела дневник, записывая что говорит и чувствует ее аутичный сын Илья. В прошлых статьях мы привели отрывки из книги о маленьком Илюше. Эта статья – о нем-подростке и сегодняшнем, 19-летнем

«Я спорю с будущим» Часть 1

«Я спорю с будущим» Часть 2

Свой дневник и наработки по вытаскиванию сына из аутизма Лариса соединила в книгу. “Я спорю с будущим” – так называется этот 150-страничный труд. Труд горький и обильно политый слезами. И матери, и ребенка. Это Илюшины слова – что он спорит с будущим. Маленький мальчик очень хотел научиться говорить, стать таким, как все. Не научился. Может читать, писать и показывать маминой рукой, как указкой, на буквы, а она их быстро читает (аутисты часто пользуются чужими руками, берут их в свою и достают что им нужно. Это симптом. - Ред.). Илья не стал таким, как все, хотя благодаря неимоверному труду Ларисы, приблизился все-таки к “обычности”.

Однако необычность Ильи - это не одна сплошная горькая инвалидность. У него, как у очень многих аутистов, есть удивительные способности. Я в предыдущих статьях о нем обещала дать вам понять что чувствует аутист и о чем он думает. Человек, который внешне может вас отпугнуть странным взглядом, внезапным смехом, нелепыми взмахами рук и пр. “У аутистов нет души”, - написала одна женщина год назад в комментариях к статье в “КП”.

Ну так читайте, решайте есть или нет...

Это записи Ильи. Ему здесь 14 лет. Он показывал на буквы, мама читала и писала. Записи эти никогда никому не показывала. Вы первые, кто их видит.

***

«13.08.10. Я вам хочу объяснить, почему мама так расстроилась. Она пытается рассказать, что мы родились другие, а вы пытаетесь изо всех сил сделать вид, что мы обычными можем стать. Как я могу обычным стать, если я слышу то, что другие не слышат и вижу то, что другие не видят? Вот вы видите поле у человека? Или как органы устроены внутри? И что у людей будет, можете угадать? А я могу. Получается, сколько бы вы бады не давали, я другим не стану. Мама лечит мои органы, а восприятие мира как изменить?

Скоро вы сами поймёте, что были не правы (Илья обращается к родителям других аутистов. – Ред.). Но поезд уйдёт, дети вырастут и отстанут в развитии. Потому, что они находятся полжизни в другом измерении, которое вам не известно, ваши органы чувств его не улавливают. Мы должны спасти мир, а вы должны нам в этом помочь, чтобы люди поняли, как они неправильно живут. Придёт другой мир, он будет совсем иным, вы его не сможете понять. И там вы будете аутистами, а мы будем рулить.

14.08.10. Когда я сказал, что мы будем рулить, это не значит, что все больные будут управлять страной. Это я неудачно выразился. У меня такое чувство, что ДНК меняется с развитием цивилизации постепенно. Иногда случаются мутации. Такое со мной произошло. И я иначе никак не могу объяснить происходящее. Потому, что если бы я был обычным, то и органы у меня были бы, как у всех. А я вижу, что внутри меня горит такой яркий свет, который и притягивает все заряженные частицы. Когда я хелируюсь, то ощущаю щелчки энергетические по всему телу, как будто электроны соединяются. Мама тоже пила АЛА (препарат для хелирования, многие родители прежде чем дать детям лекарство тестируют его на себе. – Ред.), у неё я этого не слышал. Значит, это только у меня такое. Вот почему я такой родился? Я сейчас плачу и в пол стучу ногой. А мама просто плачет вместе со мной, потому что ей тоже трудно со мной рядом жить. И мне очень одиноко. У меня друзей нет совсем, только мама. Но и она меня понять не может, а вы уж и тем более. Просто я вам это говорю, чтобы упредить вас, что ваши дети могут то же самое чувствовать, а вы этого не понимаете.

(В Торонто живет девочка-аутистка. Ее отец написал о ней книгу. Девочка была совершенным инвалидом, выглядела так, что понимает очень мало, а в 12 лет неожиданно подсела к компьютеру и стала пальчиком набивать текст. Все были поражены – это был текст умного человека. Когда ее спросили как она физически себя ощущает, она напечатала, что у нее внутри будто огонь горит. Читая слова Ильи о “ярком свете” у него внутри, я удивилась совпадению. – Авт.).

Я хочу речь, а мне её не дают. Орава людей за меня просит бога, а я всё молчу. Просто я слышу, что коллективная энергия идёт сейчас...

Денис (старший брат – Ред.) дома, он меня шугает и дразнится. Мама любит и его, и меня, а он думает, что его мало любят, а просто я такой больной, мне больше внимания надо. Вчера дед со мной заговорил в автобусе и всю дорогу докапывался до меня, почему я не говорю с ним. Денис не выдержал и сказал: «Дед, отстань, прошу! Он немой!» И я стал хохотать от радости, что он за меня заступился, и стал так качаться, как я обычно делаю. Тогда Денис из автобуса вышел, а дома меня шлепнул, чтобы я так себя не вёл при людях. А мама его отругала и опять заплакала, сказала, что он бессердечный и злой, и что он как будет меня воспитывать, когда её не станет.

Напиши ещё, что я совсем не умел раньше полоскать бельё. А сегодня, когда ты шторы стирала, я сам смог воду менять и таз выворачивал с водой. Правильно сказать переворачивал, это я всё время путаю термины. Выворачивают вещи на правую сторону после глажки. И пусть у меня не всё получается, но сегодня я сам ещё и тарелку вымыл. И вообще, я стал соображать гораздо больше. Раньше я вообще не понимал, как построить предложение, как вычислить уравнение. Иногда просто слизывал тупо из головы у мамы (Илья имеет в виду, что он видит ответ в голове у мамы. - Ред.). Постепенно я понял принцип умножения и деления. Но до сих пор стесняюсь сказать, что когда числа большие, то делить мне трудно. Но есть калькулятор для этого. А у Лешки (другой аутист. – Ред.) в голове как калькулятор стоит. Он эти числа щёлкает, как орехи. Вот ему скажешь, сколько будет 1275 поделить на 25? А он сразу ответ выдаст. А я пока соображу, пока столбиком посчитаю… Зато я умнее его по жизни людей, по истории и по биологии точно. Я потому что постоянно заглядываю в будущее и прошлое и вижу духов умерших людей, у них беру информацию. Это очень быстро получается, мгновенно. Мне ничего не стоит заглянуть в биографию человека через текст, который он написал. И если бы я сразу мог печатать сам, то мне бы поверили сразу.

15.08.10. Почему важно при обучении использовать картинки? Когда я был маленький, то речь сливалась в один поток, и невозможно было разобрать слов. Вот, допустим, ты говоришь: «Возьми мяч!». А я слышу «возьмимяч» и не понимаю такого слова. Вот когда отдельно слова ты стала писать и картинку показывать, то я стал хотя бы выделять знакомые фразы из текста. А раньше я вообще ничего не понимал. И до сих пор мне трудно слушать речь и выделять знакомые слова. И ещё я про учителей хочу сказать. Когда в первый раз человека вижу, то вообще не понимаю его. Ведь на его канал ещё нужно настроиться. Если приходит какой-то учитель на замену, я в первый день вообще ничего не понимаю и не могу даже сидеть на уроке из-за этого, сразу ор начинаю, потому что внутри меня только шум сплошной. Но иногда быстро получается настроиться, это когда во мне похожие волны на того человека. Вот у Дениса и папы, у них волны вообще другие, чем у нас с мамой. Я даже иногда думаю, родня ли мы вообще. У них поле не прошибаемое. И у бабушки Нины тоже. А у маминой бабы Люды я слышу очень хорошо, даже если она в другом конце города думает обо мне.

Вот когда я Дениса смотрю, то чаще подцепляюсь к Петру, другу Денисову. Потому, что у него даже легче глядеть, чем у брата собственного. Но вот у бабы Нины в последнее время часто стали шары летать по квартире, особенно ночью. Я заметил, это происходит перед смертью. И мама тоже говорит, что у неё сердце изношенное, но сама она очень жить хочет и молит бога. Я вот думаю, помогает ли бог или нет? Вот вижу событие – скорую смерть. Но теперь уже не так ясно и отчётливо, как раньше. Значит можно отмолиться (вымолить – Ред.), получается? У бабы смерть в поле стояла близкая. А теперь вроде отдалилась немного. Почему так? Значит, бог есть и он помогает, если человек просит очень сильно?

И опять о картинках. У мамы есть такая книжка для глухих. Вот она мне очень сильно помогла. Там нарисованы действия. Допустим: «Зина моет раму» А рядом ещё картинка - «Зина» и «рама». И понятно, где Зина, а где рама. Получается, что моет – это по стеклу водит тряпкой. А если в ванне моет? Тогда как? А потом я понял, это тоже мама объяснила. Что по стеклу водить тряпкой и грязь смывать – это одно и то же, и там, и там грязь смывать. Вот в чём для меня сложность, что я с трудом понимал раньше значения глаголов и местоимений. Слово «мне» и « мой» я только в 6 классе понял. А ведь не дурак вроде. Просто у меня в голове каждое слово состоит из букв и из шума волнового. И мне очень сложно переключиться с волнового восприятия на обычное, как у всех людей.

Вот летучие мыши слышат ультразвук. Я, конечно, не мышь, но слышу где-то в этом спектре. Но одновременно и как люди. Мне просто обидно слышать, что вы не хотите давать картинки вашим детям (Илья опять обращается к родителям аутистов, он очень переживает за других детей, которых мамы не обучают так кропотливо, как Лариса его обучает. – Ред.), потому что не понимаете, как же им трудно уловить смысл речи. Думаете легко так жить, как я? Когда половина жизни, считай, проходит впотьмах.

Поле – это такое излучение волновое, которое я слышу от каждого человека. Когда я в автобусе еду или например в толпе нахожусь, то мне очень сложно ощущать маму рядом. Вот когда я настраиваюсь на неё, то мне легко делается, потому что я тогда слышу всё вокруг через неё. Предположим, говорит какой-то человек ей, а я с мамы снимаю информацию.

Если бы я сейчас попал в страну глухих, фильм такой есть, я бы не понял, что они хотят сказать по их жестам, а понял бы по образам, которые они создают в мыслях. Во всяком случае, маму сейчас осенило, она этого понять не могла до сих пор, а сейчас прониклась, что я внимательно наблюдаю за глухонемыми и смеюсь вместе с ними, когда они руками машут и смеются.

Почему я раньше не догадался объяснять своё поведение другим людям? Я думал, что они и так это понимают, а выяснилось, что нет. И вот сейчас я хотя бы успокоился. Просто обиделась из-за ерунды, K., она не понимает этого нематериального, по её мнению, мира. И ей хуже. К старости все приходят к этому, все боятся умирать. А мне не страшно, я не боюсь, у меня есть защита. Она меня ведёт по жизни и доставит на место по этому тубусу светящемуся.

Когда я умру, то попаду в рай. А сейчас моя задача – всем объяснять, почему так мир устроен, что надо любить друг друга и не делать гадостей. Причём, я часто сам гадости делаю осознанно, даже специально, чтобы досадить.

Я не хочу больше писать никому на форум. А то мне тяжело после этого. Причём я сам себе переживаю из-за того, что все меня стыдятся и избегают ответа на вопросы мои. Я спросил у света, можно ли говорить о том, что я ощущаю. Мне ответили, что да. А теперь свет исчез опять. Почему так получается? Ведь я искренне сказал, что иногда людей злю специально. Я же это признал, покаялся. Я же понял, что так нельзя делать и злить! Вот опять свет идёт.

Я, мам, понял, что нельзя быть милым насильно. Приставать не надо к людям. Мы уходим, простите за всё.

16.08.10. Люди делятся на две категории: те, которые быстро реагируют на изменение ситуации и те, которые плачут, когда что-то меняется. Вот я ко второй категории отношусь. У меня просто паника, когда что-то новое в жизни происходит. Сегодня мама в школу едет учебники менять, а я дома остаюсь. А мне так охота поехать и страшно, что же там произойдёт. Мама говорит, что меня не возьмёт, потому что я могу разораться на ровном месте без причины. А это просто паника, когда привычный ритм жизни нарушается. Вроде бы утешаю себя, что так уже было, а всё равно боюсь. И Лешка такой же, и другие мои знакомые аутисты тоже. Причём, у Лешки это ещё больше проявляется, у него мамы рядом нет.

Когда уроки местами меняют, он так сильно волнуется, качаться начинает и молоть всякую чушь. Мама моя тогда к нему подходит и начинает объяснять суть происходящего, иначе он так может до бесконечности делать. Вы, если что-то новое происходит у вас дома, допустим ремонт или замена мебели, объясняйте заранее, иначе это такой страх вызывает, вы даже не представляете какой (Илья обращается к родителям аутистов. – Ред.). Мы когда кухню меняли, я со страха стал углы у шкафов грызть. Мама сейчас смеётся, а мне очень страшно было, потому что я ожидал увидеть кухню зелёную, как у Лены, а привезли жёлтую. Перед этим Лена купила себе кухню, и мне показалось, что событие должно повториться и кухня должна быть точно такая же. И если ведут куда-то неожиданно, то надо объяснить, куда ведут и зачем. Если ребёнок речи не понимает, то надо картинку дать - куда ведут. Не надо ребёнка хватать и перевозить с одной квартиры на другую без объяснения. Это просто тогда ужас у него наступает и паника...»

Илья, когда вырос, многое объяснил маме, почему он делает странные вещи. Например, аутисты зажимают уши руками. Илья объяснил, что он слышит мысли. И когда людей много, это выглядит как сильный шум, который невыносимо терпеть. По той же причине чтения мыслей он может засмеяться неожиданно в том же автобусе или магазине, или, наоборот, начать плакать. Плакал он, например, когда его мама пришла с ним устраиваться в школу, а директор, вежливо общаясь с Ларисой, думал, по словам Ильи, что мальчик – “идиот”, а “мамаша расфуфырилась, и это при том, что сыночек у нее такой дебил”.

В это трудно поверить, но... Это ваше право – верить мальчику-аутисту или нет. Мне одна мама трехлетней аутистки рассказывала, что ее девочка всегда предвидит когда к ним кто-то придет, даже когда мама не знает о визитерах. Девочка начинает повторять имя человека, и через несколько минут он на пороге...

Если поверить Илье, получается, что люди, которые выглядят в понимании обывателя сумасшедшими, потому, что не умеют застегнуть пальто, завязать шнурки, могут внезапно расхохотаться, зарыдать, и начать биться головой о стену, могут иметь вполне логичную причину, чтобы так себя вести. Неспособность к выполнению простых действий – это, скорее, от дисфункций определенных частей мозга, а вот чтение чужих мыслей...

Признаюсь, я не знаю что об этом сказать. Весь мир признает, что аутизм – заболевание таинственное. Кстати, я еле уговорила Ларису на эту серию публикаций, она очень боялась, что Илья своим “третьим глазом” увидит интерес к себе большого числа людей и у него участятся приступы эпилепсии.

Когда Лариса стала замечать, что у сына необычные способности? Вот я выбрала отрывки именно на эту тему из ее пока еще не опубликованной книги “Я спорю с будущим”. Илье в то время было девять лет.

***

«13.06.05. 20-го слушали радио. Фарада и Абдулов пели песню на псевдоитальянском языке: “Бела уна донна, фреде ре кантарья...”

- Уму нет. На каком языке поют? - показывает Илья.

- На итальянском, - говорю, надеясь, что он отстанет.

- Не понимаю. Это не итальянский.

- А ты что, понимаешь другие языки?

- Да.

- Интересно, а на каком языке сейчас поют? (звучит песня Джо Дассена).

- Французский.

- А о чём он поёт?

- Люди страдают без любви. Он ждёт любви. Кумир молодёжи.

Интересно, правда ли это? И о чём, действительно, пел Джо Дассен? Судя по грустному мотиву, песня вполне могла быть об одиночестве.

Я уже начинаю бояться что-то сказать. У Ильи всегда ушки на макушке. Как он может слышать мой разговор по телефону, если я сижу в ванной, он в спальне, а в зале орёт телевизор и радио одновременно?! А ведь он это слышит! Необъяснимо.

8.10.05. У меня опять возникло подозрение, что Илья понимает иностранные языки. Недавно он перевёл песню Майкла Джексона. А потом заявил, что понимает, о чем говорят в бразильском сериале. Недавно, услышав по радио песню в стиле кантри, стал хохотать: «Песня смешная. Джон не тот подарок подарил».

7.11.05. Недавно Илья опять слушал песню на английском. Я поняла только слово “бизнес”, так как в школе учила немецкий. А Илюша спросил: “Почему она поет, что деньги мешают жить? Не мешают”.

***

И снова записки 14-летнего Ильи...

«19.08.10. Мам, а давай напиши о том, что у меня в душе творится, когда люди думают о том, что я дурак. У меня сразу наступает такое зло, что я совладать не могу с собой. Орать так охота и прыгать! Когда мы в школу пришли, то эти пацаны стали говорить про меня гадости, вот мол этот экстрасенс идёт. И главное, вся школа почему-то об этом трепется. Папа тоже испугался меня, когда я вчера сказал, за какую цену мотор починят и сказал, что за джинсы и где он их купил и что продавец думала при этом. Вот как это получается? Я и сам не знаю.

23.08.10. У меня сил мало, чтобы сопротивляться злу. Пришлось соединить поля и спасти тем самым меня от темных...У них очень плохая связь с Землёй, радиоволны сбивают их сигналы. Если бы на один день закрыть весь эфир, то все бы услышали глас божий и наши бы победили. Мы бы стали жить хорошо все вместе единой планетой, как при начале мира. Всегда так было раньше, у людей не было речи тогда, а мысли все были открыты каждому. И тогда бог открыл эти каналы, то тёмные пришли и стали действовать по своим законам, потому что у них нет ничего святого, они ищут лишь выгоду для себя.

...Всё сбывается, если мечтать и верить и бога молить.

1.09.10. Сегодня мама меня покрестила – рука с тремя пальцами на лоб, на живот, потом со стороны в сторону. И мне стало хорошо, так и весь день ходил радостный.

17.09.10. Про вязаные вещи хотел рассказать тебе. Когда я шапку твою надел, то почувствовал тепло внутри. Когда ты вяжешь или кто другой, то идёт передача энергии того человека, кто вяжет. Когда я твою шапку ношу, то всегда рад и мне хорошо в ней. А если магазинная, то как-то в ней неуютно, хоть она и красивая.

И с известкой этой. Главное, от водоэмульсионки не слышу мёртвое поле, а от извёстки слышу. Я разорался, а вы понять не можете, почему. И тогда ты стала мне объяснять, что случилось с этими рачками в море, что они осели на дно и там скопился ил за многие тысячи и даже миллионы лет. А я понять не могу, что такое? Почему поле мёртвых ракушек идёт? И тогда сообразил, что ракушки были живые, а водоэмульсионка – это синтетическая краска, а известь – это натуральная краска. Но когда все вместе, то поле слышится очень хорошо, а на стены нанесли, оно разошлось постепенно и нет его вовсе. Вот так и у людей. Они исчезают со временем из вселенной. Это всё ерунда, по-моему, что душа вечна. Просто если энергия исчезает от рачков, то и от человека тоже. Просто она где-то собираться не может, как в раю. Может быть и правда, что рай не существует? А кто-то верит в него. А я слышал от полевых, что только они живут вечно, что я тоже полевая структура, внесённая в тело человека. Но полевые эти врут часто, вот и не знаю, верить им или нет.

4.10.10. Мама, я сам захотел рассказать, как я умею читать мысли людей. Раньше я думал, что все так умеют делать, а выяснилось, что не все. А я так долго этому не верил и всё время тебя мучил, чтобы ты призналась, что тоже мысли слышишь.

…И ещё, я постоянно снимаю показания со всяких приборов и счётчиков, которые есть в кабинетах. Сколько они света потребляют. Выяснил, что больше всего энергии уходит в печках на кухне, там прямо свет мотается так сильно, что зашкаливает. А я всё время искал, что я бы мог сделать полезного для людей и выяснил, что есть такая служба, они тепловизорами снимают потери тепла в квартирах. Я тоже так могу снимать показания. Вроде бы я понял смысл электричества. Сегодня слушал Сергея Викторовича, как он объяснял смысл электричества. Вот я теперь сижу и думаю, а что бы я ещё мог сделать для людей, чтобы не быть обузой маме и всем родным? «Вот и всё, что я могу сказать». Это так Форест Гамп говорил. Мне фраза эта понравилась, и ещё понравилось, как мама его защищала везде и всё объясняла ему. Наверно, все мамы у больных детей такие.

13.10.10. Я подумал сегодня, что огромное число людей не подозревает о том, что на них льётся свет из космоса. Это огромный поток мыслеформ. Это такой свет, который охватывает всех со всех сторон. И Пушкин этим владел, и мне это подвластно. Я даже, если захочу, тоже смогу писать стихи. Но для этого нужно собрать информацию о Пушкине: кто он был, каким он был, кто его хранитель был. Я подозреваю, что все не так просто. Ведь этот дар может быть от кого угодно, не только от света, но и от тьмы. И мне от этого страшно делается.

28.10.10. Смотрел вчера оперу «Борис Годунов», старый фильм. Когда мама включила, где юродивый пел, то я тоже подумал, как и мама, что так сыграл хорошо юродивого этот Иван Козловский. Раньше я не мог подумать, что так можно петь задушевно, как будто он правда юродивый какой-то, и взгляд такой жалобный: «Нельзя за царя Ирода молиться, Богородица не велит!» А Борис аж дёрнулся от этих слов. Так сыграли хорошо, что я поверил, что Борис кается за убийство царевича Дмитрия. Очень мне его жалко было.

И ещё я хотел сказать, что я, когда слушаю музыку, Прокофьева или Мусоргского, то от этой музыки прямо вижу - искорки летают, как энергия передаётся от всего всем.

29.10.10. Почему-то тот Дима маму не слышал. Мне показалось, что у него внутри очень много слизи. Это неправильная работа клеток вырабатывает эту слизь. Кажется, у него что-то на генном уровне. Я увидел, что у него внутри органы все сбиты по полярности клеток. Идут импульсы вразброд по всем органам, не так, как надо. Значит, это мозг болен. Обычно, когда управление нарушено, в голове сбои, то этим ведает мозг. Где-то внутри, где лоб, мне показалось, что там сбои. И ещё, где-то в лице над бровью, где его левый глаз. Там какой-то рубец огромный величиной как будто 50 копеек. И уверен я, что у него в печени что-то сидит, какие-то паразиты шевелятся внутри печени. Почему-то внутри него есть какой-то орган, где сердце, там под ним сразу. Он тоже выглядит подозрительно, не так, как у всех.

Внутри дома у него вижу скромно так, как-будто бабушка с дедушкой есть и все они постоянно работают, а ещё одна, совсем старая, сидит дома. А почему мамы с папой нет? А, понял, погибла мама, а папа слинял сразу после свадьбы, как больной Димка родился. У него охрана плохая совсем и внутри него столько горя скоплено... А они вокруг собой заняты все, не хотят забот ещё о нём. Вот мне кажется, что если бы ему внимания побольше, он бы раскрылся сразу. Все эти бабушки, похоже, считают, что зря взяли его, лучше бы сдать и не мучиться, а жалко теперь его им. И чего он мешает, сидит себе и бумажки рвёт. Он не осознаёт, что с ним происходит. Если бы понял, ужаснулся бы, как я. И страдал бы. Пусть уж лучше так, чем как я.

4.11.10. У человека всё написано на спирали ДНК, там есть сцепки аминокислот. Они диктуют поступки, поэтому судьбу изменить сложно, но можно. И самому себе это делать можно, а другому нельзя – грех будет. Я пытался несколько раз спасать других людей, незнакомых. И у меня каждый раз идёт эпилепсия из-за этого. Последний раз, когда я зашёл в дедушку незнакомого, который в больнице был, он в хосписе лежал, где баба умирала. Я тогда решил ему помочь, вытянуть его из пустоты. Залез в его тело, стал помогать. И вдруг слышу, что свист и вой такой начался, и меня самого закружило в вихре, потащило куда-то наверх, донесло до света. И тут мама плачет, голос слышу её: «Илюша, Илюша, вернись в тело, вернись!» Это меня и спасло. Дед тот умер вскоре. Он даже не понял, что я его пытался спасать. А я запомнил и стал бояться вмешиваться в судьбу. Страшно помирать за кого-то.

17.11.10. У ангелов есть крылья в виде слепящих одежд. Они являются не всем. Однажды я такого видел, он ростом огромный и выглядит как человек. И у него свет за спиной такой сильный, что глазам больно. И оттуда идёт голос, а губы не шевелятся, просто голос идёт, как мысль. И у него столько добра внутри, что аж дух захватывает, как можно так любовь передать. Я даже объяснить не могу это чувство.

12.12.10. (Письмо девочке Кате). Я могу помогать людям, когда вырасту. Мы можем работать в центре для аутистов, когда вырастем. Людей искать. Вчера я смог найти мамину шапку по полю от неё.

Александр Македонский. Вчера фильм смотрел о нём – это полная чушь! Иногда смотрю исторические фильмы, поражаюсь просто, ведь всё неправда за исключением некоторых деталей. Даже облик Александра не такой был. И Христос не так выглядел. У него внешность была, как у нерусского, выходца с Кавказа похожего. А его рисуют европейцем. Просто смешно делается, что всё перевирают люди, а я для них идиот».

***

А что с Ильей сейчас, спросите вы. Сейчас ему 19 лет. Вот что пишет мне Лариса: “Теперь о том, что случилось за последние 2 года. Они были адом. Мы учились в школе, потому что в инклюзивной школе обучение только до 9 лет. Илья хотел ходить в школу, но учителя не были готовы к восприятию ребёнка таким, какой он есть. Он протестовал, плакал, его переучивали, чтобы он сам писал и печатал. Что-то стало получаться. Часть уроков мы получали дистанционно по скайпу, а часть должна была давать школа. Но учителя не ходили, им "было некогда". Я писала жалобы, в ответ нас выживали всеми путями, ставили двойки за четверти, чтобы отчислить как неуспевающих. Хотя почти по всем дистанционным предметам у него четвёрки. Учителям казалось ненормальным, что ребёнок использует руку, как указку. Я постоянно слышала упрёки, что это я за него учусь. В ответ Илья орал, протестовал, как мог, срывал уроки.

В 11 классе нам пришлось пройти ПМПК, чтобы сдать экзамен в школе с помощью ассистента (меня). Столько нервов потратила - не передать!!! Сочинение ребёнок написал с поддержкой и получил 4, а вот математику мы написали на 5. Илья на черновике писал сам, без поддержки, придраться, что решаю я, они уже не могли. Но за год все равно тройки.

После всего пережитого у ребёнка стресс, впервые за долгие годы мы вынуждены принимать нейролептики. Сейчас его состояние улучшилось. Он очень хочет учиться, но негде. Мы просто хотим отдохнуть. Потому что так устали, что сил нет. И шумиха нам точно не нужна.

***

Из дневника Ларисы Толкач: “За окном дождь. Всё так тоскливо и безрадостно, что ничего не охота делать. Недавно Нина (речь о других матерях аутистов. – Ред.) говорит со мной по телефону и рассказывает, что Лена её спрашивает: «А как ты борешься с депрессией?» «Слышь, это она у меня спрашивает! - хохочет Нина, - Я не борюсь с депрессией. Я в ней живу!» Так вот поговоришь по телефону с человеком, которому не нужно ничего объяснять, и сразу легче становится”.

Надеюсь, этой статьей я ответила на вопрос, есть ли душа у аутистов.

Эвелина Азаева