Голливудские образы кабины, падающей в снопе искр, и рвущихся пополам тросов порой превращаются в реальность. По сведениям Национального лифтового союза (НЛС), в год в России происходят порядка 100-150 аварий. Около трети приводят к смерти или травмам. Данные Национального союза страховщиков ответственности (НССО), ведущего учет страховым выплатам в результате аварий и несчастных случаев, говорят: за последние три года в инцидентах с лифтами погибли 40 человек, еще около 100 пострадали.
Осторожно, двери закрываются
Недавно прошла масштабная проверка состояния лифтов в стране, организованная Минстроем при участии НЛС, рассказала DISLIFE директор Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.
«По ее результатам выяснилось, что 27% лифтов в России отработали свой нормативный срок. По Москве эта цифра, конечно, ниже – только 6,5% лифтов признаны работающими дольше нормы. Здесь машины заменяются достаточно быстро», — утверждает она.
«По закону все владельцы обязаны страховать свои лифты, но далеко не каждый это делает, — рассказал DISLIFE эксперт НССО Александр Колесников. – Если лифт был застрахован, то пострадавший в результате аварии сможет обратиться в страховую компанию. Если застрахован не был, то его убытки возмещаются НССО из компенсационного фонда, в котором специально для таких случаев накапливается 3% от каждой страховой премии. А мы сами потом уже взыщем эту сумму с владельца лифта в судебном порядке».
Смерть в воздухе
Некоторым, впрочем, страховая выплата уже не понадобится, потому что аварии в лифтах часто оказываются смертельными.
Вот только несколько историй с начала года по сводкам НССО:
В январе житель города Печоры в Псковской области пытался выбраться из застрявшего лифта. Он не дождался приезда специалистов и выломал заднюю стенку кабины, попытавшись спустится вниз по тросам. Попытка спастись из лифтового плена закончилась трагически — мужчина сорвался в шахту и погиб.
В том же месяце разбился 14-летний школьник из Санкт-Петербурга. Мальчик пытался выбраться из застрявшего лифта и соскользнул в шахту с высоты примерно седьмого этажа.
Не менее шокирует февральская история в подмосковном Королеве: там лифт отсек женщине голову. Женщина, приехавшая из Средней Азии, успела отработать всего несколько дней в ресторане, в котором был неисправный грузовой лифт. Она попыталась достать пакет с мусором из шахты, но в этот момент лифт заработал и гильотинировал уборщицу, опустившись прямо на нее.
Подобный случай далек от жизни обывателя, а вот авария в Тюмени произошла в самом обычном жилом доме. Мужчина зашел в лифт, нажал на кнопку, двери закрылись и…лифт рухнул вместе с пассажиром. Жизнь ему спасла небольшая высота — подъемник сломался на высоте третьего этажа.
В конце марта в многоэтажке на севере Москвы лифт загорелся и упал в шахту с высоты 7-ого этажа, сообщал «Интерфакс». Тут по счастливому стечению обстоятельств никто не пострадал.
Производственная травма
Лифтовые опасности подстерегают россиян как по пути домой, так и на рабочем месте. В 2013 году лифт обвалился в бизнес-центре «Варшавка Sky», расположенном неподалеку от метро «Варшавская». К счастью, падение оказалось недолгим: лифт пролетел с 17 до 14 этажа, а потом сработали аварийные тросы. Только это и спасло жизнь находившимся в лифте семерым сотрудникам одной из фирм, арендовавших офис в торговом центре. Двоих из них пришлось госпитализировать: девушка ушибла спину, а менеджер по продажам Павел Капсюлькин получил вывих коленного сустава и разрыв связок.
«Все было как обычно: около двух часов дня на 17-ом этаже мы зашли в лифт и нажали кнопку первого этажа. Двери закрыли, и через несколько секунд мы ощутили резкий толчок. Лифт встал, как вкопанный! Все полетели в разные стороны, я упал», — вспоминал Капсюлькин злополучный рабочий день.
Освободить пленников из кабины лифта удалось только через полтора часа, когда на место прибыли сотрудники МЧС. В самом здании ремонтной бригады на месте не оказалось.
В социальных сетях Капсюлькин жалуется на то, что его компания-работодатель не признала своей вины за падение лифта в здании, где она арендует офис. Добиваться компенсации мужчине пришлось через суд.
«Размер компенсации зависит от вида травмы, — объясняет Колесников. — Согласно постановлению правительства №1164, каждая травма, грубо говоря, “имеет свою цену”. Компенсации за каждую полученную травму суммируются, но общий размер выплаты не может превышать двух миллионов рублей. Если человек погиб в результате аварии, то на выплату компенсации могут претендовать только родственники, находившиеся у него на иждивении (несовершеннолетние дети, студенты дневных отделений в возрасте да 23 лет, либо инвалиды). Размер компенсации в этом случае фиксированный: 2 миллиона рублей плюс до 25 000 оплаты фактических расходов на погребение».
Цена человеческой жизни получается сопоставимой с ценой нового лифта. По оценкам того же НССО, его стоимость — 2-3 миллиона рублей.
Вглядываясь в бездну
О «лифтопаде» заговорили всерьез после того, как за несколько месяцев в столице произошло сразу две резонансных трагедии.
В декабре 2015 года в доме 49 по улице Островитянова (типовой многоэтажке на юго-западе Москвы) лифт зажал коляску с грудным ребенком — оборвался трос кабины, и двери автоматически заблокировались. Мать ребенка пыталась освободить коляску, но не успела. Кабина рухнула вниз, и младенец погиб на месте.
Как сообщал Lifenews, жители дома неоднократно жаловались на постоянные поломки лифта: то дверь в них перекосит, то кабина между этажами застрянет. Не помогли даже обращения к Сергею Собянину — заменять лифты управляющая компания соглашалась только за собственные деньги жильцов.
Следственный комитет проверил, законны ли такие требования, и возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупных размерах». По версии следствия, должностные лица из ГБУ «Жилищник» передали руководству ремонтной организации ОАО «МОС ОТИС» свыше 3 миллионов рублей за заведомо неосуществленные работы по починке 81 лифта.
В середине января в элитном жилом комплексе «Алые паруса» погибла 36-летняя Ирина Володина — дочь известного диктора и телеведущего Евгения Кочергина. Крепления противовеса лифта (нескольких гирь весом по 50 килограмм) оборвались во время спуска и обрушились на кабину. От удара днище кабины проломилось, и женщина упала в шахту с высоты 7 этажа.
Большинство лифтов элитного комплекса давно изношены и находятся в аварийном состоянии, а обслуживанием лифтового хозяйства занимаются неквалифицированные работники. Таков результат проверки специалистов Ростехнадзора передала программа «Вести».
Жильцы «Алых парусов» не раз жаловались на плохое состояние лифтов и даже обращались в прокуратуру. Увы, даже человеческой смерти оказалось недостаточно, чтобы управляющая компания решила эта проблему. Как рассказал «Вестям» житель дома Артем Афанасьев, из 19 лифтов в шести корпусах работает только треть. «В каждом корпусе работает один-два лифта. Иногда включают дополнительные лифты, но они, как правило, ломаются уже через несколько часов. Люди застревают, приходится вызывать механиков», — пожаловался он журналистам.
По версии СК, виновным в трагедии оказался рядовой электромеханик Алексей Белоусов, незадолго до трагедии выполнявший работы по техническому обслуживанию лифта.
Контора «Шарашмонтаж»
«Случай в «Алых парусах» стал последней каплей, переполнившей чашу терпения всех. О необходимости масштабной проверки лифтового хозяйства заговорили и в Минстрое, и в Ростехнадзоре, и в Госдуме. Вместе с тем, когда мы (НЛС), раньше говорили, что обслуживанием лифтов заняты непрофильные, неспециализированные организации, состоящие из гастарбайтеров, нас никто не слушал, а мы твердили об этом на протяжении пяти лет» — комментирует DISLIFE заведующий отделом по связям с общественностью Национального лифтового союза Константин Голин.
По его словам, десятки тысяч управляющих компаний по всей стране не выполняют установленных требований к содержанию лифтов — таков еще один результат недавней проверки регионов Минстроем.
«Почему так происходит? Нанимают на работу неспециалистов. Одно дело нанять организацию, имеющую серьезную базу запчастей и электромехаников. Ее услуги обойдутся недешево. Поэтому вместо нее нанимается контора «Шарашмонтаж», в которой работают 2-3 электромеханика без спецобразования. Таким образом они экономят деньги», — объясняет эксперт.
В результате жесткой экономии детали лифтов быстрее изнашиваются. Существуют технические регламенты, фиксирующие предельный срок службы каждой его детали: от лебедки до шкивов. Обычно управляющие компании руководствуются принципом «не чини, если не сломано»: ждут пока этот срок не закончится или деталь не выйдет из строя. Ответственным подходом к работе, по мнению специалистов, было бы проводить регулярные проверки, смотреть, не нуждаются ли какие-либо детали лифтов в ремонте или замене.
«Не существует каких-то более или менее опасных моделей лифтов. Все модели лифтов проходят обязательную сертификацию и должны соответствовать требованиям Международного Таможенного Союза. В противном случае, лифт такой модели просто не закупят и никогда не допустят к работе. Особой разницы между российскими и зарубежными лифтами в плане безопасности нет: если они чем-то и различаются, то комфортабельностью и скоростью работы» — говорит Светлана Разворотнева.
У большого числа управляющих компаний нет договора со спецфирмой, занимающейся им, текущий ремонт не производится, детали не заменяются в срок, подтверждает эксперт выводы НЛС.
«К поломке лифта приведет и нарушение условий эксплуатаций: например, если на пассажирском лифте постоянно перевозить тяжести как на грузовом в ходе строительных работ. Есть быстро изнашивающиеся детали лифта – это канатоведущий шкив, привод лифта, элементы подвески противовеса и тяговой канат. Срок их службы не превышает 5 лет», — перечисляет она.
Еще один источник DISLIFE уточняет: при плановой замене лифта жильцы дома никогда не узнают, что именно было заменено. Чаще всего меняют лифтовую кабину, а не подъемное оборудование и лебедку. То есть визуально все выглядит как новый лифт, а на самом деле заменены только трос и кабина. Отсюда и аварии в «новых лифтах».
По словам Разворотневой, лебедка действительно служит долго — до 25 лет. «Но у нас не утвержден порядок ввода в эксплуатацию изделий – непонятно даже, от чего начать считать срок начала работы эскалатора, аварийного подъемника или лифта» — признает замначальника управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Владимир Чернышев.
Выход из зоны риска
29 марта кабмин РФ внес в Госдуму законопроект, позволяющий, в случае принятия, усилить надзор за всеми типами подъемных платформ. Сейчас у лифтов 4-й класс опасности — они не включены в регулярные плановые проверки Ростехнадзора и проверяются внепланово, только по санкции прокуратуры. По новому законопроекту их класс опасности поднимется до 3-го, что позволит проводить инспекции раз в три года.
Представитель НЛС Константин Голин считает эти меры недостаточными и говорит о необходимости лицензирования специалистов.
«В марте было организовано совещание в Госдуме по безопасности лифтов. Наша главная просьба заключается в том, чтобы допускать организации к обслуживанию лифтов только через систему лицензирования: через допуски и соответствующие разрешения. Зачем это нужно делать, думаю, уже понятно. Не скажу, что после этого аварии, поломки и задержки лифтов совсем исчезнут. После этого их число резко сократится», — резюмирует Голин.
Разворотнева успокаивает:
«Нельзя сказать, что количество аварий носит лавинообразный характер. В 2011 году смертельных случаев при авариях в лифте было 17, с 2012 по 2014 — по 15 каждый год, в 2015 — 10. Статистикой на начало 2016 года я не располагаю. Конечно же, гораздо больше случаев, когда люди получили какие-то травмы, чем аварий со смертельным исходом» — говорит она.