Общество Анастасия Матвеева

​До забастовки метрополитена осталось два месяца

Обещают представители «альтернативного» профсоюза работников Московского метрополитена

Фото: Sergey Rodovnichenko / Flickr

2 апреля в столице прошел митинг в защиту трудовых прав работников метрополитена. В акции около станции метро «Улица 1905 года» приняли участие более 150 человек. Организаторы, назвавшиеся представителями профсоюза работников ГУП «Московский метрополитен», заявили о проходящем сокращении штатов в компании, уменьшении зарплат и ухудшении условий труда.

На следующий день в ДорПрофЖел Московского метрополитена, считающимся официальным профсоюзом работников подземки, открестились от требований вышедших на митинг сотрудников.

«Представители профсоюзной организации московского метро, насчитывающей 39 тысяч работников метро, участия в митинге 2 апреля 2016 года не принимали. Мероприятие было организовано альтернативным профсоюзом работников метро, в который входят всего 38 человек», — заявил председатель ДорПрофЖел Николай Никольский.

Как разобрался DISLIFE, у работников Московского метрополитена образовалось два профсоюза. Один грозит забастовкой, протестуя против сокращений штата и зарплат, а второй не видит повода для волнений. В самой же компании утверждают, что не нарушили трудовые права ни одного сотрудника метро.

Претензии протестующих

«Профзаболевания в метро есть. Людей лечить, а не списывать!»

Такие плакаты держали участники акции. По их словам, с работников метрополитена снимают статус вредного производства, а соответственно, и надбавки за вредность. А людей, не прошедших медосвидетельствование, увольняют, не проводя соответствующей реабилитации и не выплачивая компенсаций.

Как сообщил DISLIFE представитель оргкомитета акции Николай Гостев, они будут настаивать на открытии коллективного трудового спора между работодателем и работником. Такая процедура может длиться до двух месяцев. Если компромисса достичь не удастся, работники московского метро, по словам Гостева, готовы прибегнуть к забастовке как к крайней мере. Как будет функционировать метро в период забастовки, будет зависеть от согласований с мэрией Москвы.

«Это отвратительно, конечно. А что нам еще остается – у нас сокращения идут, — заявил Гостев. — При этом увольняют рабочих путей, тоннельных сооружений, электроснабжения, электромеханической и эскалаторных служб, а вот управленческий аппарат организации только растет».

Права работников, по его словам, нарушаются не только в ходе сокращений — даже те, кого не увольняют, в результате реорганизации переводятся на более низкую зарплату.

Ответ метрополитена

В Московском метрополитене отвергли все обвинения альтернативного профсоюза.

«Средняя зарплата в метрополитене составляет 65 тысяч рублей, что на 5 тысяч рублей больше средней зарплаты по Москве и на 33 тысячи рублей больше среднего дохода по России. За последние три года средний уровень оплаты труда только рос. Так, к примеру, средняя зарплата машинистов метро сегодня составляет более 92 тысяч рублей, а средняя зарплата слесаря более 97 тысяч рублей», — говорится в заявлении пресс-службы.

Отсутствие индексации зарплат в компании объясняют сохранением премиальных выплат.

По данным пресс-службы, работники компании имеют возможность лечиться и отдыхать в санаториях и домах отдыха, в том числе на Черноморском побережье. «Чтобы сохранить рабочие места за работниками, чье зрение ухудшилось, в 2015 году было проведено 15 операций на глаза за счет средств Московского метрополитена», — говорится в документе.

Также в метрополитене утверждают, что при реорганизации структуры компании и оптимизации работ ни один из работников метро не был уволен. «В случае, когда работы были закончены или процессы автоматизированы, сотрудникам предоставлялась возможность перейти на другую должность», — уверяют в пресс-службе.

По данным компании, в 2015 году более 500 работников после проведения медосмотров были не допущены к работе по своему профилю, но всем им была предложена альтернативная работа.

В компании признают, что компенсации за вредность действительно были сокращены. Однако объясняют это тем, что упразднили часть самой вредности — например, работа в тоннеле вредной больше не считается.