Приспособленность банков для людей с инвалидностью станет серьезным критерием при их оценке Центробанком РФ в рамках поведенческого надзора, сообщают «Известия». За неисполнение своих предписаний в отношении доступности кредитной организации для клиентов с инвалидностью Центробанк может лишить ее лицензии.
Официальные представители Центробанка заявили, что в ходе проверок будет выявляться качество обслуживания банками людей с инвалидностью. Будет также оцениваться уровень адаптации их офисов под потребности маломобильных категорий населения. Кроме того, в настоящее время разрабатывается система санкций для банков, которые не адаптированы под клиентов с инвалидностью.
Этими вопросами занимается специальная рабочая группа по повышению доступности финансовых услуг для людей с инвалидностью. В состав этой группы входят специалисты Центробанка, представители Федерального собрания, министерств и ведомств, финансовых учреждений, общественных организаций.
Банки и другие кредитные учреждения, не адаптированные для людей с инвалидностью, получат предписания от Центробанка. Это означает, что ревизоры Центробанка укажут им на нарушения, которые они должны будут устранить. За неоднократное неисполнение таких предписаний Центробанк может лишить банк лицензии.
Какие же препятствия существуют для людей с инвалидностью при обращении в банки и желании воспользоваться их услугами? Центробанк назвал четыре основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться людям с инвалидностью при обращении в кредитные организации.
Прежде всего, это, конечно же, проблемы физической доступности - отсутствие пандусов, узкие дверные проемы, отсутствие широких коридоров. Значительной проблемой является неадаптированность интернет-сайтов банков для людей с нарушениями зрения. На банкоматах нередко нет аудиоканалов, позволяющих пользоваться ими людьми с нарушениями слуха.
Еще одной чрезвычайно важной и актуальной для людей с инвалидностью проблемой являются высокие базовые тарифы для такой категории клиентов. Некоторые банки повышают их только потому, что у клиента есть группа инвалидности или какие-либо проблемы со здоровьем. Кроме того, персонал банков в большинстве случаев очень плохо осведомлен о принципах работы с такой категорий клиентов.
Эксперты Центробанка указывают на то, что руководство и персонал банков должны воспринимать людей с инвалидностью не как маргинальный слой общества, а как полноценных клиентов, отличающих от обычных людей лишь определенными потребностями и финансовым поведением. «Они принесут доход финансовой организации, если та пойдет им навстречу в ликвидации существующих барьеров», - отмечают они.
Ранее мы писали о том, что результаты исследования 40 ведущих российских банков, проведенного аналитическим центром НАФИ и Финпотребсоюзом, показали, что большинство из них не готовы обслуживать людей с инвалидностью. Данное исследование также показало, что ни один из этих банков не адаптирован полностью для обслуживания клиентов с различными категориями инвалидности - по слуху, зрению, с поражением опорно-двигательного аппарата и т.п. Обращает на себя внимание и тот факт, что показатели, являющиеся критичными для людей с инвалидностью, оказались невысокими абсолютно у всех 40 ведущих банков России.