
Обучение работе оператора в контакт-центре «Тёплый контакт»
«Любая работа начинается с обучения», — с этим утверждением трудно спорить. Неважно, идёт ли речь о годах, проведённых в стенах учебного заведения, или об обучении на новом рабочем месте. Центр «Тёплый контакт» предлагает возможность попробовать себя в профессии оператора, где каждый желающий может на деле оценить объём работы и принять решение о трудоустройстве.
Исторически сложилось, что большинство потенциальных соискателей — незрячие и слабовидящие люди. Однако мы рассматриваем потенциальных работников и с другими видами нарушений, делая наш Центр открытым для всех. Каждый человек, приходящий к нам, обязательно проходит этап обучения, и в этой статье мы расскажем обо всех этапах — от собеседования до трудоустройства и самостоятельной работы.
Первый шаг — собеседование
Потенциальный сотрудник нашего центра проходит его, пообщавшись с руководителем, администрацией и специалистом по обучению и адаптации. После интервью соискатель проходит обязательное тестирование у специалиста по обучению и адаптации Анатолия Терёшкина.
«Каждый будущий оператор проходит тестирование, где я даю простое задание: создать папку, документ, написать контактные данные и небольшой текст о себе», — говорит Анатолий, поясняя суть тестирования.
Как бы тестирование для соискателя не сложилось, без обучения ему не обойтись.
«Даже если кто-то уже по итогам тестирования показывает уверенную работу за компьютером и легко осваивается в необходимых программах, финальное решение (прим. ред.:о дальнейшем обучении) принимается совместно сотрудником, который инструктировал и контролировал работу (прим. ред.:на ознакомительном этапе), и самим соискателем», — добавляет руководитель центра Юрий Измайлов.

Обучение работе оператора в контакт-центре «Тёплый контакт»
Шаг второй — обучение и трудоустройство
По итогам тестирования создаётся персональный план обучения:
1. Для тех, кто успешно прошёл тестирование и показал уверенную работу с компьютером и голосовым помощником NVDA, план обучения будет состоять из поэтапного погружения в работу оператора. Вначале сопровождением будет заниматься специалист по обучению, а далее наставник из числа опытных операторов возьмет на себя супервизирование.
2. Если тест показывает, что соискателю недостает необходимых знаний в работе с компьютером, то план обучения будет шире. Упор в этом случае делается на освоение ПК и голосового помощника. Только после восполнения у соискателя пробелов в этих навыках начнется обучение компетенциям оператора.
Рассмотрим оба варианта обучения чуть подробнее.
Короткая программа — обучение компетенциям оператора
В первом случае обучение начинается с общей информации: как должен работать оператор и чего ему ни в коем случае делать нельзя. Несколько правил для примера: всегда говорить с улыбкой в голосе, не наводить респондента на ответ, не подсказывать и не перефразировать вопросы и варианты ответов своими словами; не вступать с респондентом в дискуссию, не хамить и не отвечать на хамство; стараться удержать респондента и, в случае отсутствия времени на опрос у респондента, назначить перезвон.
Далее соискателю показывается рабочий кейс: даётся пример тестового скрипта и предлагается попробовать самому провести интервью сначала с наставником, а потом и с реальным респондентом.
За время такого обучения будущий оператор практикуется в интонировании, чтении за программой экранного доступа, и все успехи и неудачи передаются специалисту по обучению и адаптации.
«У нас с наставниками есть чат, где я даю им задания, согласно отчётам по тому или иному обучающемуся», — объясняет один из этапов обучения Анатолий.
По итогам проработки ошибок и недочётов соискатель пробует работать самостоятельно. Когда наставники, группа контроля качества и специалист по обучению видят положительный результат, специалисту предлагается трудоустройство. Однако это может быть только по обоюдному согласию руководителя центра и соискателя.
Расширенное обучение — от навыков работы с ПК к профессии оператора
Во втором случае ситуация немного другая, так как план обучения больше. Сначала нужно соискателя научить базовым навыкам работы с компьютером, быстрому и корректному набору текста, работе с голосовым помощником. После этого человеку предстоит пройти ещё и полный курс обучения работе оператора на линии.
Занятия проходят в офисе, где ученик проводит примерно четыре часа в день, а дома ученику предстоит выполнять домашнее задание, по результатам которого и будет виден прогресс или его отсутствие.
«Я сразу вижу, занимался дома ученик или нет, — говорит Анатолий, — наша работа построена таким образом, что только старательный подход к домашним заданиям поможет закрепить полученные знания».
И только усердие при обучении приведёт такого ученика к работе с наставником и обучению работе на проектах.
Бывали и случаи отказа со стороны соискателей после или на этапе обучения. Не все были готовы к объёму и интенсивности работы. Однако те операторы, что работают у нас после программы обучения, показывают прогресс и реальные успехи в работе. Есть и такие, кто в дальнейшем становится лучшим оператором месяца.

Поддержка новичка в работе, адаптация
Другой ответственный и важный этап дальнейшего обучения после трудоустройства — это помощь новому оператору. Первое время самостоятельная работа новичка находится под контролем уже гораздо большего количества сотрудников Центра. К специалисту по обучению и наставникам добавляются коллеги из группы контроля качества и супервизоры. Даже социальные работники участвуют в процессе адаптации такого сотрудника в новом для него помещении и помогают улаживать все бытовые вопросы, связанные с перемещениями по офису, правилами рабочего дня и перерывов, рассказывая о возможностях и правилах использования как рабочего места, так и комнаты приёма пищи и отдыха.
С февраля этого года мы начали практиковать выезды в Реабилитационный центр для инвалидов по зрению «Малино», где специалист по обучению и адаптации проводит курс тренингов по совершенствованию работы на линии, отвечая на возникшие вопросы. В феврале и апреле этого года такое обучение прошли две небольших группы, и такая практика будет продолжаться.

В заключении — приглашение присоединиться к «Тёплому контакту»
Если кто-то слышал о нашем центре, но не решался трудоустраиваться, пришло время отбросить нерешительность и обратиться к нам в Центр через знакомых или по контактам, указанным на нашем сайте (ссылка https://call.social/).
Приходите к нам, даже просто на ознакомление с нашей деятельностью и экскурсией по Центру!