-
1
Как реагировать на вопрос ребенка об инвалидности
Дети любознательны, и вопрос о том, почему другой ребенок не бегает вместе со всеми на детской площадке и использует инвалидную коляску, является вполне естественным. Ваша реакция станет примером, поэтому важно не игнорировать тему, переводя ее в разряд запретных, а дать ответ. Если вопрос прозвучал неожиданно, и вам нужно время на подготовку к беседе, договоритесь обсудить тему позже. Например, если ребенок не знает, как правильно начать общение со сверстником. Изучите вопрос и возобновите разговор. Поводом к началу беседы в домашней обстановке может стать просмотр мультфильма или чтение книги, в которых один из персонажей похож на увиденного ребенка, например, «Цветик-семицветик».
Дети не склонны к предрассудкам, поэтому принять особенности других людей им намного легче, чем взрослым. Если ребенок поймет, что «мир — разный», он не будет бояться контактировать с человеком с инвалидностью. Можно объяснить ребенку, что у мальчика болят ноги, поэтому он не может ходить. Однако уже появились изобретения, которые помогают ему спокойно передвигаться и развиваться: пандусы, специальное кресло и т. д. Если у малыша появилось желание познакомиться и поиграть с ребенком на коляске, поддержите его. Объясните, как правильно с ним взаимодействовать: что можно говорить, а что нельзя, нужно ли помогать новому другу, как правильно это делать. Обязательно уточните, что прежде чем оказывать помощь, нужно обязательно спросить, нужна ли это делать и получить согласие.
-
2
Как помочь установить контакт
На детской площадке могут возникать разные ситуации. Ребенок может не знать, как правильно себя повести в определенный момент. Важно, чтобы взрослый был рядом и мог дать совет. Например, ваша дочь предложила девочке с ментальными особенностями куклу, а она расплакалась. Возможно, дело в том, что девочке не понравилась конкретная игрушка, и можно просто предложить ей другую. Поддержка взрослого покажет, что не нужно бояться неожиданной реакции на проявление дружбы.
Ребенок может неосознанно обидеть товарища по играм. Например, предложить покататься с горки приятелю с костылями. Вы можете устранить недопонимание и объяснить, что ваш ребенок просто не понял, что его товарищ не может составить ему компанию в этой игре, и предложить другой вид совместной деятельности, например, присесть на скамейку и покидать друг другу мяч.
-
3
Предложите задать вопросы человеку с инвалидностью
Честные ответы помогают ребенку не бояться говорить об инвалидности. Он не будет избегать общения с человеком, чье поведение может казаться странным для неподготовленного собеседника. Можно не только самостоятельно отвечать на вопросы малыша, но и предложить ему поговорить с человеком с инвалидностью. Составьте заранее список вопросов, которые не покажутся опрашиваемому обидными и при этом будут давать нужную информацию. Задать их можно при встрече прохожему с инвалидностью. Многие воспримут такое общение позитивно. Однако важно убедиться, что собеседник никуда не торопится и обсуждение не вызывает у него дискомфорта.
-
4
Развейте мифы
Развейте мифы, с которыми может столкнуться ваш ребенок. Объясните, что не нужно все время жалеть друга со слуховым аппаратом. Не нужно думать, что человек с инвалидностью не может вести полноценную жизнь и постоянно нуждается в помощи. Многие люди с инвалидностью успешно учатся, находят работу, заводят семью. Им также доступно искусство — просмотр фильмов и поход в театр. Существуют специальные переводчики и субтитры, которые помогают им погружаться в фильм или спектакль. Правильно предложить помощь, но не настаивать на ней в случае отказа.
-
5
Расскажите о разных формах инвалидности
Ребенок будет знать, что отличия между людьми могут быть разными, и не испугается, если в следующий раз столкнется с новой для него формой инвалидности. Постарайтесь привести как можно больше примеров.
-
6
Не скрывайте от ребенка его собственную инвалидность
Родители не всегда готовы к разговору с собственным ребенком о том, что происходит с его организмом. Игнорирование вопросов может привести к тому, что ребенок психологически будет чувствовать себя изолированным. Часто это происходит от того, что взрослым не хватает информации о заболевании ребенка. Они не знают, с чем столкнулись, как можно помочь малышу. Снять напряжение поможет изучение темы. Когда родители знают, как правильно взаимодействовать со своими детьми, им проще наладить с ними контакт и создать комфортную среду в семье. Ребенок будет понимать, что у него есть заболевание, но при этом будет принимать ситуацию и знать, что с этим можно вести полноценную жизнь.