Всероссийский союз пациентов, МОД «Движение против рака» и Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!» направили председателю правительства РФ письмо с просьбой о пересмотре действующих подходов к оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). В письме указывается на противоречия в системе оплаты медицинской помощи, из-за которых врачи и пациенты попадают в ситуацию ограниченного выбора терапии.
Ситуацию, ставшую причиной формирования документа, обсудили представители пациентского, врачебного и страхового сообщества на круглом столе в «Российской газете». По его итогам будет принята резолюция о необходимости изменения методических рекомендаций о способах оплаты медицинской помощи.
Основным проблемным полем являются нормативно-правовые особенности организации финансирования медицинской помощи пациентов с онкологическими заболеваниями в системе ОМС, которые влияют на доступность пациентов к противоопухолевой лекарственной терапии в необходимом объеме. Отдельно была выделена проблема долгого «пути» препарата от момента его регистрации до доступа в систему здаравоохранения и начала применения врачами на практике, в том числе в системе ОМС, что на практике ограничивает врачей в выборе инструментов лечения, а пациентов в возможности получать наиболее эффективные опции терапии..
Главной же темой мероприятия стало обсуждение существующей правовой коллизии, выражающейся в существующем противоречии между действующими методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи содержащими положение, которое ограничивает тариф на возмещение в системе ОМС для препаратов без ЖНВЛП статуса, проектом справочника схем и групп лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях для включения в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) на 2022 год, куда не вошли схемы лекарственной терапии с препаратами не имеющими статус ЖНВЛП и вступающим в силу с 2022 года клиническими рекомендациями Минздрава России, а также противоречию сложившейся ситуации с целями и задачами, определенными в рамках Федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».
На сегодняшний день из средств Фонда ОМС возмещаются прежде всего препараты, входящие в перечень ЖНВЛП. Этот список, в свою очередь, не включает значительное число препаратов, доказавших свою эффективность в лечении серьезных заболеваний, причем зачастую – единственных опций в той или иной нозологии. При этом все, представленные в письме препараты входят в клинические рекомендации Минздрава России, которые станут обязательными для исполнения медицинским организациями с 1 января 2022 года.
Текущий порядок возмещения стоимости лечения, включающего в себя применение препаратов без статуса ЖНВЛП, предполагает работу медицинских организаций в убыток , а другие опции терапии, которые не всегда показаны клиническими рекомендациями Минздрава России, но включены в перечень ЖНВЛП, обеспечивают работу медицинских организаций в прибыль. Такое различие в подходах к возмещению и различной себестоимости для медицинских организаций опций терапии на практике приводит к назначению наиболее выгодных экономически, а не оптимальных по эффективности при определенной клинической ситуации опциях лечения.
Пациентские ораганизации и эксперты отметили, что различный подход к оплате Фондом ОМС препаратов включенных и не включенных в перечень ЖНВЛП нарушает право пациентов на получение качественной и доступной медицинской помощи в гарантированном объеме в соответствии с программой государственных гарантий.
В связи с таким противоречием уже сейчас наблюдается снижение более чем на 60% применения препаратов без статуса ЖНВЛП в системе ОМС. Таким образом, врачи оказались в ситуации трудного выбора: обеспечить пациентов эффективными препаратами и вступить в конфликт со страховой компанией либо лечить пациентов теми терапевтическими опциями, которые покрываются ОМС.
В наибольшей степени эта проблема затронула онкологических пациентов. Максимальная потребность в терапии лекарственными средствами, не включенными в ЖНВЛП, но предусмотренными клиническими рекомендациями, составляет более 45 000 пациентов, страдающих от злокачественных новообразований.
Юрий Александрович Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов:
– Борьба с онкологическими заболеваниями в России ведется на национальном уровне, эти заболевания признаны социально значимыми, ведь здесь идет речь о десятках тысяч человеческих жизней. При этом за последние годы медицинская наука и фармацевтика продвинулись далеко вперед, создав инновационные методы лечения и опции терапии, позволяющие помогать пациентам, которые ранее считались неизлечимыми. Отсюда такой общественный резонанс у этой проблематики. Пациентское сообщество крайне обеспокоено сложившейся ситуацией и приложит все усилия ради ее разрешения.
Более того, сложившаяся ситуация не просто противоречит основополагающему принципу доступности медицинской помощи населению, но и грозит юридическими последствиями. С 2022 года соблюдение клинических рекомендаций становится обязательным, т.е. медицинские организации с одной стороны получают финансирование лишь на препараты из перечня ЖНВЛП, а с другой – обязаны следовать клиническим рекомендациям и закупать препараты вне перечня ЖНВЛП в условиях ограниченного бюджета и минимального тарифа. Подобный подход к лекарственному обеспечению в рамках ОМС принят на фоне достижения цели федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» о снижении смертности пациентов.
Евгений Наумович Имянитов, д. м. н., проф., член-корреспондент РАН, руководитель референс-центра НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова:
– Болезненно признавать, что пациенты не могут быть обеспечены всеми необходимыми ресурсами, бюджетные ограничения существуют во всём мире. Лекарственная терапия - самый длительный и дорогостоящий этап лечения в онкологии, а при создании клинических рекомендаций изначально никак не учитывается экономический фактор, то есть стоимость рекомендованного лечения. Крайне необходимо соблюдать баланс при составлении регулирующих документов и сократить субъективный компонент при формировании списка ЖНВЛП, чтобы процедура была прозрачной и понятной. Право на решение и инициативу важно сохранить за врачом, и эти персонализированные медицинские решения должны иметь бюджетную поддержку.
По данным за 2020 год, на диспансерном учете в России стояло 3 973 295 человек со злокачественными новообразованиями. Более 300 000 человек из них в 2020 году умерли . При этом основной объем контингента онкологических больных формируется из пациентов со злокачественными новообразованиями молочной железы (18,5%).
Ирина Валерьевна Боровова, президент ВОО Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!»:
– Из недавних примеров: к нам вчера обратилась женщина, у которой метастатический рак молочной железы. Согласно клиническим рекомендациям и мировой практике, при её виде рака доступна таргетная терапия, которая может сохранить жизнь без существенной потери её качества более чем на 15 лет. Получается, что лечение с доказанной эффективностью есть, а доступа к нему нет. Поэтому необходимо, чтобы вся система здравоохранения была нацелена на персонифицированный подход при лечении онкологии и сфокусирована на улучшении качества жизни и исходе лечения при оценке эффективности терапии.
По итогам заседания комиссии Минздрава России по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, из 12-ти предложенных производителями препаратов в список был включен только один.
Алексей Васильевич Березников, д.м.н., доцент, руководитель рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков:
– Треть выявленных на экспертизе нарушений по профилю онкология связана с лекарственной противоопухолевой терапией. Зачастую врачи при выборе оптимальной терапии руководствуются не потребностями пациента и особенностями лекарственных средств, а экономическими параметрами тарификации схемы лечения. Выбор у медицинской организации прост: или лечить себе в убыток, но наиболее результативно и качественно, или с прибылью, но с потерей эффективности и качества. В итоге назначают не наиболее подходящую и эффективную терапию для пациента, а максимально выгодную для медицинской организации, где тариф максимально превышает затраты медицинской организации. Такие «экономические» показания не идут на пользу пациенту.
Николай Петрович Дронов, председатель Координационного Совета МОД «Движение против рака»:
– Во 2 статье Конституции Российской Федерации указано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. За это в полной мере отвечают и органы здравоохранения, которые должны изыскать такие методы работы, которые позволят не допускать ситуации, когда препарат, зарегистрированный и включенный в клинические рекомендации, не может быть назначен и выписан только потому, что тариф на оплату медицинской помощи по этому профилю не покрывает его стоимость.
По итогам круглого стола участники планируют принять резолюцию о необходимости внесения изменений в методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи и справочник схем и групп лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях для круглосуточного и дневного стационара для включения в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) на 2022 год , куда не вошли рекомендованные Минздравом России схемы лекарственной терапии с препаратами не включенными в перечень ЖНВЛП.