Общество Анастасия Кузина

Двойная защита

Главный детский психиатр Москвы: у людей, проживающих в ПНИ, должно быть два опекуна
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

После проведенной в прошлом году проверки всех психоневрологических интернатов (ПНИ) глава Минтруда Максим Топилин заявил, что «до 45% проживающих в них людей могут быть переведены на домашние формы социального обслуживания». Но серьезным препятствием для выхода из ПНИ может стать психиатрический диагноз, который человеку поставили еще лет 30 назад в детском учреждении. Как влияет на людей в системе соцзащиты гипердиагностика, и зачем у проживающего в ПНИ должно быть два опекуна, рассказывает главный детский психиатр департамента здравоохранения г. Москвы Анна Портнова.

– Анна Анатольевна, как часто сегодня дети в детдомах-интернатах попадают на осмотр у психиатра? Или как поставили один раз диагноз, так и всё?

– Формально они обследуются регулярно, особенно в тех интернатах, где есть собственный психиатр. Кроме того, дети регулярно проходят диспансеризацию, включая ежегодный осмотр психиатра. Но на деле получается так, что диагнозы не пересматриваются годами. И однажды поставленный, он остается с ребенком, пока тот не уходит во взрослый интернат.

– И там он не пересматривается?

– Как правило, нет.

– Может неверный диагноз повлиять на образование ребенка в интернате?

– Ну, конечно, если у ребенка стоит более тяжелая степень умственно отсталости, то ему и программа подбирается как для ребенка с тяжелой умственной отсталостью. И дело даже не в диагнозе, а именно в образовательном маршруте, который ребенок получит. Были случаи, когда ребенок говорит, читает стихи, хорошо читает и пишет, но обучается по программе для безречевых детей. Где их учат расстегивать пуговицы, махать рукой, самостоятельно есть и так далее. Это, конечно, никуда не годится.

– А как сотрудники интернатов объясняют это несоответствие? «Так психиатр сказал»?

– Ну да. Ребенок же каждый год проходит диспансеризацию, и никто диагноз не меняет. Значит, всё правильно стоит. Но диспансеризация в интернатах – это отдельная тема. Потому что, например, и стоматолог их смотрит ежегодно, но при этом у ребенка волчья пасть, и это нигде не отмечено в медицинской карте. У него зубы в два ряда растут в шестнадцать лет. И это тоже не отмечено. Видимо, осмотр бывает достаточно формальный.

– И потом дети десятками переходят во взрослые интернаты, хотя могли бы получить жилье. Могут ли они, став взрослыми, добиться пересмотра диагноза?

– Кто должен пересматривать? Кто должен быть заинтересован в этом? Конечно, опекун. Это либо – родители, либо – директор. Но если у директора в учреждении сто детей, то я не очень понимаю, как он может за всем уследить. То есть, вот такое у человека опекунство, когда он не в состоянии справиться. Особенно с медицинскими вопросами. Именно поэтому надо делать, скажем так, двойных опекунов. Директор – опекун формально-юридический плюс еще какой-то волонтер, который тоже обладал бы какими-то правами опекуна, в том числе, по оказанию ребенку юридической помощи, медицинской и так далее.

– Распределенная опека, да. И пока ее нет, молодому человеку внутри ПНИ очень сложно самому добиться пересмотра диагноза. Как можно ему помочь? Нужна экспертиза?

– Достаточно просто консультативной помощи. Ко мне приходило уже несколько человек из взрослых интернатов, я их обследовала с помощью психолога и писала заключение, что у человека, допустим, не умеренная умственная отсталость, а легкая. И на основании этой консультации психиатр ПНИ может изменить ему диагноз, так что даже экспертиза не нужна.

– То есть, ему надо выйти каким-то образом за забор учреждения, доехать до психиатра. И вот этого он сейчас и не может. Ни денег, ни сопровождающего, да ему просто никто не разрешить за ворота выйти.

– Вот вы такой важный вопрос подняли: а почему у нас человек не может выйти из интерната? Он что, в тюрьме? Но я могу сказать почему. Потому что всегда так было. И переломить идеологию некоторых директоров невозможно. Но сейчас появилось очень много директоров детских интернатов, которые начинают понимать, что у них происходит в плане психиатрической оценки. И поэтому многие из них действительно готовы к изменениям. И более того, в некоторых регионах интернаты уже начали кампанию по пересмотру диагнозов, а многие директора настроены на открытые двери, трудоустройство своих подопечных и вовлечение их в какую–то социальную деятельность. Так что, какой-то прогресс есть.

Материал подготовлен Центром лечебной педагогики и АНО «Особое детство» в рамках проекта «Открытые двери»