Льготы Иван Бондаренко

Свободная парковка

В Совфеде предложили отменить штрафы для людей с инвалидностью за неправильную парковку
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Комитет Совета Федерации по социальной политике разработал законопроект, предусматривающий отмену штрафов для водителей с инвалидностью, которым приходится парковаться не на специально выделенных для них по квоте местам. Если этот законопроект будет принят и закон вступит в силу, то водители-инвалиды получат право парковаться на любом свободном месте, если выделенные по квотам места будут заняты.

Напомним, как мы сообщали ранее, Госдума приняла поправки к закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регламентирующие правила использования парковок водителями с инвалидностью. Согласно новому закону, на парковках общего пользования должно выделяться не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами I, II групп, а также водителей, которые перевозят инвалидов или детей-инвалидов. Положения закона напрямую распространяются на водителей-инвалидов I и II группы, а также водителей, которые перевозят инвалидов или детей-инвалидов.

Мы также писали о том, что с 1 июля 2020 года этот порядок предоставления мест для бесплатной парковки транспортных средств будет распространяться и на инвалидов 3 группы. Но не на всех. Право на бесплатную парковку получат только те инвалиды 3 группы, у которых есть ограничения способности к самостоятельному передвижению 1-й, 2-й или 3-й степени выраженности.

Однако парковочных мест для людей с инвалидностью по-прежнему не хватает. Во-первых, далеко не на всех парковках выделяются положенные для них 10% парковочных мест. Во-вторых, очень часто все парковочные места для инвалидов на стоянке оказываются занятыми, причем нередко они занимаются обычными автовладельцами, не имеющими инвалидности. Но если на обычном парковочном месте окажется машина человека с инвалидностью, ее могут эвакуировать, а на владельца наложить штраф.

Как пишут «Известия», квотирование парковочных мест для инвалидов фактически не работает. Более того, многие люди с инвалидностью, не найдя специально отведенных для них парковочных мест, и припарковавшись на обычном месте, платят штрафы за неправильную парковку, а их автомобили эвакуируют.

– Однажды машину эвакуировали так, что я не могла ее найти. Другое разбирательство дошло до мирового судьи, – рассказала председатель совета ВОРДИ Елена Клочко, которая ездила со своим несовершеннолетним ребенком-инвалидом на личном автомобиле. – Государство должно подсчитать, сколько штрафов заплатили инвалиды. Эта сумма покажет, сколько раз им не хватило парковочных мест. По моему мнению, квот вообще не должно быть, а инвалиды должны иметь право оставлять машину на свободных местах.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председателя ВОИ Михаила Терентьева, особенно актуальна проблема организациии парковочного пространства рядом с социальными объектами. Очень часто на парковках возле таких объектов выделяемых для инвалидов мест не хватает.

– Сейчас за это отвечают региональные органы власти, – отмечает Михаил Терентьев. – Кроме того, требуется обратить особое внимание на усиление контроля за реализацией права на бесплатную парковку. За этим должна следить не только полиция, используя федеральный реестр инвалидов, но и собственники стоянок.

Член Общественной палаты Якутии, председатель совета благотворительного фонда поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Харысхал» Вера Душкевич считает, что разграничение пространства паркинга на «инвалидные» и «неинвалидные» места нецелесообразно, так как нельзя точно предсказать, сколько автовладельцев с инвалидностью планируют припарковаться на той или иной автостоянке или возле каких-либо объектов городской инфраструктуры. По ее мнению, необходимо законодательно закрепить норму, в соответствии с которой, если все парковочные места для инвалидов уже заняты, то, водитель с инвалидностью может оставить свой автомобиль на любом свободном месте на стоянке.

– Если за это штрафуют, то происходит ущемление прав инвалидов на социальные льготы. Например, если я приглашу к себе на день рождения 10 человек с инвалидностью, а мест по квотам только два, как определить, кто должен платить? – говорит Вера Душкевич.

Проанализировав ситуацию с квотированием парковочных мест для инвалидов, а также приняв во внимание многочисленные жалобы на их нехватку от автовалдельцев с инвалидностью и представителей НКО, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике поручил члену этого комитета Владимиру Круглому подготовить законопроект о невзимании штрафов с водителей-инвалидов, которым приходится оставлять свои автомобили не на специально выделенных для них по квоте местах.

– Соотношение мест для людей с ограниченными возможностями к количеству выдаваемых разрешений на бесплатную парковку по инвалидности, например, в Москве составляет примерно 1 к 19. Таким людям выделяют лишь 10% от общего парковочного пространства. Почти всегда всё занято. Если водитель с инвалидностью паркуется не на предусмотренном для него месте, то он получает большой штраф, который сложно оспорить. Это абсурдная ситуация. Поэтому мы и собираемся изменить федеральное законодательство, – заявил Владимир Круглый.

В настоящее время комитетом Совета Федерации по социальной политике подготовлен законопроект, согласно которому человек с инвалидностью может оставить свой автомобиль на любом свободном месте, если выделенные по квотам места заняты. По мнению разработчиков документа, освобождение инвалидов от штрафов за парковку на обычных парковочных местах заставит региональные власти увеличить количество квотируемых парковочных мест для инвалидов, особенно рядом с медицинскими организациями, центрами социальных услуг, другими объектами социальной инфраструктуры.