Костромская городская дума внесла в Госдуму РФ законопроект № 916612-7 о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, которыми предлагается исключить подъемные платформы для инвалидов из общего имущества многоквартирного дома. Расходы по их содержанию предлагается осуществлять за счет бюджетных средств.
Стоимость подъемных платформ и другого оборудования для инвалидов и других маломобильных категорий населения, устанавливаемого в многоквартирных домах, довольно высока и может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Достаточно дорого стоит и его обслуживание – несколько десятков тысяч рублей в месяц. При этом используется это оборудование только одним или несколькими жильцами подъезда. Однако платить за его содержание приходится всем жильцам.
Установка подъемных платформ и других подобных устройств нередко провоцирует конфликты среди жильцов и становится причиной негативного отношения и даже агрессии в отношении людей с инвалидностью и других маломобильных жильцов дома, для которых это оборудование устанавливается. В некоторых случаях, когда размеры лестничных маршей и площадок невелики (это особенно характерно для старых домов), такие устройства создают трудности для других жителей дома.
Имеется ряд судебных прецедентов, когда собственники жилья отказывались принимать подъемное оборудование для инвалидов на баланс дома. В таких ситуациях органы местного самоуправления вынуждены обращаться в суд с требованием признать платформы общим имуществом дома.
Авторы законопроекта предлагают прописать в Жилищном кодексе РФ, что к имуществу многоквартирного дома не относится механическое оборудование (подъемные платформы), приспособленное без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме и обслуживающее исключительно инвалидов. Устанавливать такое оборудование и содержать его предлагается за счет бюджетных средств в зависимости от вида жилищного фонда. Финансирование планируется осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
– Статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается на региональном и муниципальном уровне содержание имущества, предназначенного для обеспечения жизнедеятельности инвалидов, за счет средств соответствующего бюджета, – говорится в пояснительной записке к документу, – принятие законопроекта станет правовой основой решения вопросов беспрепятственного доступа для инвалидов к жилому помещению в многоквартирных домах.