Общество Иван Бондаренко

В новом учебном году появится новая категория учеников – «обучающиеся с особыми образовательными потребностями»

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Министерство просвещения РФ подготовило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты ‎Российской Федерации в части регулирования вопросов ‎образования лиц с особыми образовательными потребностями». Документ предполагает решение противоречий в российском законодательстве в части использования в правоприменительной практике понятий «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья».

В российском законодательстве, в отличие от других стран, понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья» не тождественны. Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро МСЭ, статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Таким образом, категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а исходя из необходимости создания специальных условий для получения образования.

Не все дети-инвалиды нуждаются в специальных условиях для получения образования, поэтому им может и не присваиваться статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», хотя они могут нуждаться в медицинской и социальной реабилитации. При этом один и тот же ребенок может иметь и статус ребенка-инвалида, и обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Инструкция:

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

В связи с этим законопроектом Минпросвещения РФ предлагается переименовать данную категорию обучающихся – «обучающиеся с особыми образовательными потребностями». Законопроектом также предлагается заменить определение категории «обучающиеся с умственной отсталостью» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта», а категории «обучающиеся ‎со сложными дефектами» на «обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

В новой редакции закона ребенок-инвалид приравнивается по правовому статусу ‎к лицу с особыми образовательными потребностями, если есть соответствующее заключение ПМПК, подтверждающее у него наличие нарушений, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Кроме того, вводится новая категория «обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении», которая в настоящее время законодательно не закреплена.

Следует также отметить, что данным законопроектом регулируется выбор той ли иной формы обучения для ребенка-инвалида. Согласно проекту нового закона, такой выбор осуществляется родителями ребенка-инвалида с учетом его мнения. Действующие в настоящее время нормы законодательства, регламентирующие выбор формы обучения педагогическими работниками, данным законопроектом предлагается исключить.