Льготы Иван Бондаренко

В Госдуму внесен законопроект о досрочной пенсии для ухаживающих за инвалидами I группы

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Депутаты Госдумы от фракции КПРФ внесли на рассмотрение парламента законопроект № 790699-7 «О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы». Документом предлагается установить возрастную планку для получения досрочной пенсии гражданами, ухаживающими за инвалидами I группы, в 55 лет для мужчин и в 50 лет для женщин при наличии страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно.

Законопроект разработан с учетом обращений граждан, в основном родственников, в том числе трудоспособных детей, осуществлявших уход за родителями – инвалидами 1 группы, которые не могли работать, так как вынуждены были постоянно ухаживать за лежачими родителями – инвалидами 1 группы. «Представляется необоснованным различие в правовом регулировании, когда родителям детей-инвалидов с детства 1 группы, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, а трудоспособным лицам, в том числе близким родственникам, ухаживающим за родственником-инвалидом 1 группы более 8 лет, такое право не предоставлено», – отмечается в пояснительной записке к документу.

Авторы законопроекта указывают на то, что труд людей, осуществляющих уход на дому за лежачими инвалидами 1 группы, неимоверно труден во всех отношениях: и в финансовых, и медицинских и социально-бытовых условиях. «Эти граждане не имеют никаких источников существования, кроме компенсационных выплат на лиц, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы, составляющих, по общему правилу, 1200 рублей в месяц, при том, что для ее получения необходимо отсутствие иного дохода у лица, осуществляющего уход, – отмечают они, – очевидно, размер этой компенсации не может считаться полноценным доходом лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным, поскольку установленная сумма компенсации значительно меньше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения». Напомним, размер этой компенсационной выплаты, установленный в 2008 году, не менялся уже более 10 лет.

По мнению авторов законопроекта, существующая система компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход на дому за инвалидами и престарелыми, нуждающимся в постороннем уходе, абсолютно не соответствует нормам о социальном государстве, задекларированным Конституцией Российской Федерации. В первом квартале 2019 года размер прожиточного минимума для всего населения России установлен на уровне 10 444 рубля. Для трудоспособного населения эта величина в первом квартале 2019 года составляет 11 280 рублей, для пенсионеров – 8 583 рублей. «А реальность такова, что трудоспособный гражданин, осуществляющий уход за нетрудоспособным инвалидом 1 группы сегодня фактически находится за чертой бедности», – констатируют авторы документа.

В документе также указывается на то, что если инвалид или пожилой человек находится в доме-интернате для престарелых и инвалидов, то государство тратит на него в месяц от 70 до 100 тыс. рублей. При этом родственникам, осуществляющим уход за такими людьми дома, выплачивается всего 1200 рублей в месяц. Таким образом, данная законодательная инициатива позволит не только оказать государственную поддержку людям, осуществлявшим уход за тяжелыми больными и инвалидами 1 группы, но и поможет сэкономить бюджетные средства. «Принятие данного законопроекта позволит сократить количество безработных граждан, улучшить качество жизни инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в посторонней помощи, снизить нагрузку на стационарные интернаты для инвалидов и престарелых», – отмечают авторы законопроекта.

В правительстве данный законопроект не поддержали, сообщает РИА «Новости». В отзыве к нему отмечается, что реализация этой законодательной инициативы потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. «В нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения нового вида расходных обязательств. Правительством Российской Федерации проект федерального закона не поддерживается», – отмечается в документе за подписью вице-премьера РФ Константина Чуйченко.