Здоровье Иван Бондаренко

Медицина в России: терпеть и платить

Исследование: в России при оказании медицинской помощи в 20% случаев допускаются грубые нарушения, нередко приводящие к летальному исходу
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Анализ 13 млн экспертиз, проведенных шестью крупнейшими страховыми медицинскими компаниями России, показал, что в 20% случаев оказания медицинской помощи в системе ОМС были допущены нарушения, в большинстве случаев грубые, сообщает «Коммерсант». Большая часть из них приходится на нарушение порядка и стандартов оказания медицинской помощи, что зачастую приводит к летальному исходу.

В 2018 году шесть крупнейших страховых медицинских компаний России провели 13 млн экспертиз качества оказания медицинской помощи по системе ОМС. Их анализ показал, что в 20% случаев были допущены нарушения, в большинстве случаев грубые. 61% из них приходится на нарушение порядка и стандартов оказания медицинской помощи, что зачастую приводит к летальному исходу. 15% нарушений связано с неправильным оформлением медицинской документации, что напрямую влияет на прогноз заболевания. В некоторых случаях истории болезни заполнены настолько небрежно, что в них невозможно ничего разобрать, к тому же зачастую в них нет необходимой для проведения качественного лечения информации.

Анализ результатов проверок показал, что наиболее тяжелая ситуация сложилась с оказанием медицинской помощи при онкологических и сердечно-сосудистых заболеваниях, занимающих лидирующие позиции в структуре причин смертности населения. Так, к примеру, в половине районов Брянской области при остром коронарном синдроме бригады скорой помощи вместо наркотических обезболивающих использовали анальгин с димедролом. Как оказалось, руководство станций скорой помощи дает такое указание фельдшерам, опасаясь ответственности за неправильное списание ими наркотических обезболивающих.

В Брянской и Мурманской областях из трех онкобольных с запущенной болезнью два неоднократно обращались к врачам, но те не выявили заболевания. Еще один пример: в Омске в возрасте скончалась 52-летняя женщина, которую долго лечили от пневмонии, бронхита и бронхиальной астмы, а в итоге она скончалась в онкодиспансере от злокачественного заболевания, причем окончательный диагноз так и не был установлен.

Не лучшим образом обстоят дела и с оказанием терапевтической и хирургической помощи. В Свердловской области от аппендицита скончалась 29-летняя женщина: она неделю пыталась добиться медицинской помощи, но врачи так и не смогли поставить правильный диагноз. Еще пример: в терапевтическое отделение одной из региональных больниц поступила 24-летняя беременная женщина с подозрением на пиелонефрит. В ее истории болезни были данные четырех анализов крови, четко указывающих на то, что у нее развился сепсис, однако лечащий врач не смог правильно интерпретировать их и назначить адекватное лечение. Женщина 10 дней провела в обычной палате, пока у нее не развилась развернутая клиническая картина сепсиса. Спасти ее так и не удалось.

В подавляющем большинстве случаев врачи не несут никакой ответственности за свой непрофессионализм. Да и лечебные учреждения тоже, как правило, несут лишь небольшую ответственность за ошибки, совершенные работающими в них врачами. Штрафы за нарушения в оказании медицинской помощи низкие, поэтому медицинские учреждения их не боятся и не стремятся повышать качество медицинской помощи, считают страховщики.

Существует разработанная Минздравом тарифная сетка штрафов, которые могут быть наложены страховой медицинской компанией на медицинское учреждение за нарушения при оказании медпомощи, повлекшие смерть пациента. Согласно этой тарифной сетке, за смерть пациента на медицинскую организацию может быть наложен штраф в размере, не превышающем 1% ее финансирования в данный интервал времени. Штраф за непрофильную госпитализацию, которая потенциально может привести к летальному исходу, составляет 60% стоимости тарифа. При этом 75–80% суммы штрафа возвращается государству, остальное поступает в доход страховой компании.

Страховщики считают, что основной причиной нарушений при оказании медицинской помощи в системе ОМС являются отсутствие эффективного оперативного контроля над деятельностью медицинских учреждений. Россия – единственная в мире страна, где контролер и исполнитель медицинской услуги – одно и то же лицо, более того, контролер (Росздравнадзор) подчиняется исполнителю (Минздраву). При этом региональные минздравы всячески сопротивляются вневедомственному контролю, пытаясь подменить его контролем внутренним.

Усугубляет ситуацию с некачественным оказанием медицинских услуг в российских больницах неинформированность граждан. Зачастую они даже не знают о том, что в случае возникновения проблем с оказанием медицинской помощи по ОМС необходимо обращаться в страховую компанию. И заниматься решением этих проблем должна страховая компания, а не сам пациент или его родные и близкие. В России сложился стереотип поведения: терпеть и платить. И умирать…