Общество Иван Бондаренко

Цены на продукты обяжут указывать за 1 кг и 1 литр

ОП РФ: стоимость продуктов питания должна быть указана в килограммах или литрах, а информация об этом прописана крупным шрифтом

Председатель комитета по социальной политике Общественной палаты РФ Владимир Слепак предложил обязать производителей и продавцов продуктов питания указывать их стоимость за 1 кг или 1 л вне зависимости от веса или объема упаковки, а также сделать эту информацию заметной, выделив для этого не менее четверти упаковки, сообщают Известия.

В п. 19 постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 23.12.2015), регламентирующего продажу отдельных видов товаров, продавец обязан указывать на ценнике его стоимость за вес или единицу. Однако в этом постановлении нет четкого определения, что именно должно приниматься за такую единицу. Этим пробелом в законодательстве и пользуются некоторые маркетологи, указывающие стоимость товара за одну упаковку, вес или объем которой может варьировать в довольно широких пределах.

Большинство россиян привыкло к тому, что в одном пакете всегда был 1 литр молока, в одной упаковке – 1 кг сахара или круп, одна плитка шоколада весит 100 г. Однако в настоящее время практически в любом магазине можно найти упаковку молока объемом 950 мл, 900 мл или 875 мл, пачку сахара весом 900 г, 800 г, 750 г, плитку шоколада весом 90 г или 85 г и т.п. Таким образом ритейлеры повышают цены на самые востребованные продукты питания, однако снижение их массы или объема в упаковке создает впечатление, что цена остается прежней.

Подобные маркетинговые уловки больше всего бьют по карману наиболее незащищенных категорий населения. «У нас 40 млн пенсионеров, 13 млн инвалидов и 1 млн многодетных семей. Многие из них живут за так называемой чертой бедности и вынуждены жестко экономить и ограничивать свои жизненно необходимые траты. Эти люди идут в магазин и покупают, как им кажется, товары в привычной упаковке и по прежней цене. Но фактически их обманывают, маскируя рост цен «удачным» маркетинговым ходом», – отмечает Владимир Слепак. Он рассказал, что в Общественную палату РФ постоянно приходят письма от россиян и общественных организаций с жалобами на подобные маркетинговые уловки многих производителей продовольственных товаров.

Чтобы исправить эту ситуацию, Владимир Слепак направил в правительство России письмо с предложением обязать магазины указывать на упаковках пищевых продуктов, включенных в потребительскую корзину, их стоимость за 1 литр для жидких продуктов, за 1 кг – для сыпучих и за 1 штуку – для всех остальных. При этом информация о весе или объеме продукта должна занимать не менее четверти площади упаковки. По его мнению, это должно помочь покупателю не попасться на маркетинговые уловки недобросовестных производителей и продавцов, уменьшающих вес товара в упаковке и тем самым повышающих их цену незаметно для потребителя.