В Кирове прошла акция по проверке доступности города для людей с инвалидностью. Оценивать ситуацию приехали активисты из разных городов, в том числе Воронежа, Сыктывкара, Екатеринбурга и Москвы. Организатор мероприятия – межрегиональный интернет-журнал «7х7», который выбрал Киров как пример типичного провинциального города. Город глазами людей на инвалидных колясках – в фоторепортаже DISLIFE.
Ямы – проблема не только автомобилистов
Разбитые дороги – проблема не только автомобилистов. Ямы в тротуарах, на которые пешеходы обычно не обращают внимание, становится настоящим препятствием для людей с инвалидностью. Зимой и весной ситуация усугубляется – колеса и трости застревают в снегу и грязи, скользят по льду, проваливаются в ямы. Самостоятельно участники акции, передвигающиеся на инвалидных колясках, пройти большую часть пути не могли, а на некоторых участках сопровождающим приходилось тянуть коляски задом наперед.
Пандусы без поручней лишают их смысла
Муниципальные учреждение, которые встречались группе во время акции, в большинстве были оборудованы пандусами. Проблема в том, что они в основном не соответствовали нормам, в том числе по уровню уклона, то есть были слишком крутыми.
Самостоятельно подниматься человеку на коляске по пандусу, который даже на несколько градусов превышает норму, довольно трудно. Помимо такой очевидной проблемы есть и другие – отсутствие поручней с двух сторон пандуса, причем до которых действительно можно дотянуться.
Прилавки не учитывают людей на колясках
В одном из магазинов ортопедической обуви в центре Кирова порог, который со стороны кажется не таким уж высоким, не позволил зайти внутрь человеку на электрической инвалидной коляске. Те, кто был на простых колясках, не без помощи сопровождающих или самостоятельно, но приложив серьезные усилия, смогли зайти. И тут же столкнулись с другой проблемой – высота прилавка.
Она оказалась достаточной, чтобы хотя бы видеть человека на инвалидной коляске, но расписаться, например, было бы очень непросто, обратила внимание эксперт по доступной среде и универсальному дизайну, председатель правления «Екатеринбургской городской общественной организации инвалидов-колясочников» Елена Леонтьева.
«В таком случае прилавок должен состоять из двух частей – высокого и низкого, чтобы он был удобен как для стоячих, так и сидячих людей», – сказала эксперт.
Светофоры не позволяют перейти дорогу
Городские светофоры также далеко не всегда учитывают потребности людей, которым трудно передвигаться. Во время акции мы столкнулись с тем, что время на переход заканчивалось примерно в тот момент, когда часть нашей группы находилась посреди дороги. Некоторые автомобилисты в таком случае ждут, когда пешеходы закончат переход, другие просто объезжают. При этом светофор оборудован звуковым сигналом для незрячих.
Имитация подъемников
Городская поликлиника №7 в самом центре Кирова – участник программы «Бережливая поликлиника», запущенного госкорпорацией «Росатом» совместно с Министерством здравоохранения России для улучшения качества обслуживания. Организаторы проекта заявляют, что он «в разы сокращает очереди, ускоряет сдачу и выполнение анализов, упрощает запись к терапевту и позволяет обслуживать гораздо больше пациентов при том же количестве ресурсов», а также рассчитывают, что «одним из побочных эффектов реализации проекта станет создание доброжелательной атмосферы в медучреждениях, и, как следствие, повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг».
Со стороны учреждение действительно производит приятное впечатление: все новое, современное, а рядом с длинной лестницей есть вертикальный подъемник для людей с инвалидностью с кнопкой вызова персонала. Один из участников акции, блогер из Москвы Виктор Пушкин, передвигающийся на коляске, решил попробовать попасть внутрь.
После нажатия на кнопку никто из сотрудников поликлиники так и не вышел, тем временем прошло уже больше 4 минут.
«Сотрудники носятся по коридору, видимо, не знают, что делать», – сказал один из участников, заглянувший внутрь.
Вскоре появился мужчина, молча открыл замок и заграждения, взял в руки пульт. Виктор встал на платформу, но она так и не поднялась. Затем пришел другой мужчина, который также молча стал крутить пульт – платформа начала подниматься, но остановилась на небольшой высоте. Дальше она не двигалась. Участника на электрической инвалидной коляске, которая весит не 15 кг, а около 140 кг, подъемник не поднял ни на сантиметр.
«Механизм таких подъемников требует постоянного внимания и ухода, если за ним не следить он просто ломается, особенно на морозе. Иначе это просто выброшенные на ветер деньги», – прокомментировал руководитель регионального учебно-ресурсного центра «Доступная среда» Александр Попов, приехавший из Воронежа.
Когда сотрудники поликлиники ушли, Виктор снова попробовал подняться. Почему-то на этот раз подъемник сработал. Однако во время спуска одна сторона заела и чуть не свалила пользователя на инвалидной коляске с высоты.
Никто из сотрудников поликлиники так и не вышел, чтобы принести извинения или предложить свою помощь.