Общество Иван Бондаренко

Минтруд: необходимо пересмотреть заключения о «необучаемости» детей-инвалидов

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Более 50% инвалидов молодого возраста, проживающих в психоневрологических интернатах, никогда не были включены в образовательный процесс, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на главу департамента демографической политики и соцзащиты населения Минтруда Светлану Петрову. Они были лишены возможности учиться из-за того, что ранее были признаны необучаемыми.

Эту информацию Светлана Петрова озвучила на заседании рабочей группы по проработке основных подходов к реформированию деятельности психоневрологических интернатов, которое прошло в закрытом режиме. «Причины разные, и не только объективные», – отметила она.

По данным Минтруда, в настоящее время образование получает 96% детей инвалидов и 33% инвалидов молодого возраста, проживающих в детских психоневрологических интернатах. Но 54% молодых инвалидов нигде не учились, так как до недавнего времени считались необучаемыми. В России более 130 таких интернатов. В них проживает около 20 тыс. человек.

Инструкция:

Обучение детей с инвалидностью в школе. Что такое инклюзивное образование и как им воспользоваться?

Минтруд предлагает пересмотреть заключения, выданные психолого-медико-педагогическими комиссиями, в которых молодые люди с метальной инвалидностью признавались необучаемыми. В таких заключениях либо вообще отсутствуют рекомендации по обучению, либо указаны противопоказания к учебе или установлена отсрочка от обучения. Также предлагается пересмотреть ИПРА, изменив в них подходы к получению образования, трудовой и профессиональной интеграции.

Член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко напомнила, что с 2016 года вступили в силу государственные образовательные стандарты для детей с инвалидностью. «Дети начали учиться по ним, но большинство тех, кто находится в ДДИ, гораздо старше тех, кто сейчас обучается по этой программе во втором классе, – отметила она, – пока совершенно непонятно, что с ними будет, так как они не попали в эти новые программы».

Елена Клочко также заметила, что в детских домах-интернатах, как правило, предоставляется возможность получить только начальное образование: «В Москве, например, только два учреждения лицензированы как школы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью».

В Минтруде предложили пересмотреть заключения о «необучаемости» детей с инвалидностью, определить реабилитационный потенциал каждого из таких детей и разработать модели из обучения. Соответствующие рекомендации были направлены в Минобрнауки.

Ранее мы сообщали, что с 1 сентября 2016 года в России вступил в силу новый образовательный стандарт, которым все российские школы будут руководствоваться в процессе обучения детей с инвалидностью. Основной целью этого стандарта является обеспечение равных возможностей в получении образования для детей с различными формами инвалидности и создание оптимальных условий для процесса их обучения.

Мы также писали о том, что за 7 лет для детей с инвалидностью в России приспособили 9664 школ, но это лишь 22,4% от их общего количества. Довести этот показатель до 25-30% Минобрнауки планирует к 2025 году. Если школы будут и дальше приспосабливаться под нужды детей-инвалидов такими темпами, то на это понадобится 100 лет.