Платные услуги в средней школе стали массовым явлением. По федеральному закону об образовании сейчас нельзя брать с родителей школьников деньги лишь за те услуги, что включены в образовательный стандарт, — за все остальное можно. DISLIFE изучил, как теперь приходится оптимизировать свои расходы семьям столичных школьников.
Шах и мат
Введение в школе платных занятий совпало с резким сокращением их числа — и не только потому, что многие родители отказались платить за кружки. В 2013 году началась негласная кампания по сокращению педагогов-совместителей. Нужно было довести зарплату учителя до средней по региону — такую задачу поставил перед учебными заведениями президент Владимир Путин. В результате во многих школах закрылись шахматные, театральные и танцевальные кружки.
Спецкурсы, индивидуальные занятия, углубленное изучение предметов, олимпиада подготовка и продленка стали платными. Гендиректор компании «Дистанционный репетитор», предлагающей свои услуги по дополнительному образованию детей вне школы, Светлана Павлова говорит:
«К платным услугам школа шла давно. Где могут, сохраняют бесплатные кружки для общекультурного развития. Там, где кружки перевели в раздел платных услуг, уже все резервы исчерпаны»
По ее словам, родители, заинтересованные во всестороннем развитии детей, должны будут найти или деньги на кружки, или свободное время, чтобы занимать ребенка дома.
Спорт – бесплатно, английский – за деньги, хочешь в школу – плати
Согласно статистике московского сайта госуслуг бесплатными являются 70% школьных кружков в столице, большинство из них — спортивные, много туристических и краеведческих. Английский и хореография возглавляют рейтинг платных занятий в школе.
В среднем московские родители платят за один кружок от 2 до 4 тысяч рублей в месяц. Дороже всего (до 6 тысяч рублей) обходятся лингвистика, языкознание, физика и музыка. Немного уступают им по цене услуги из раздела «социальная педагогика»: «умники и умницы», логоритмика, индивидуальные занятия с логопедом, «развивайка», «знайка», ритмика, «грамотейка», развитие речи, «дошколенок», «абвгдейка», «говорим правильно», а также занятия с дефектологом.
Дополнительное изучение французского, немецкого и английского стоит от 3,5 до 5 тысяч рублей в месяц. Спортивные занятия и кружки ИЗО представлены в широком «ассортименте» - от 1,5 до 4, 5 тысяч рублей.
Появились и более замысловатые услуги, например, занятия по программам тьюторского сопровождения индивидуально и в малых группах. Стоимость занятия — от 800 рублей за астрономический час (группа из трех человек) до 1000 рублей (индивидуальное обучение). Не надо путать с тьюторским сопровождением для детей с ограниченными возможностями — оно должно быть бесплатным.
Есть еще курсы подготовки к самой школе. Такая работа ведется бесплатно во всех детских садах, но родителей интересует не качество предоставляемых детям знаний, а гарантия попадания в первый класс престижной школы. Ради этого они отправляют ребенка на платную подготовку.
Разброс цен впечатляющий. В ГБОУ “Школа № 1223 Лингвистический центр” курсы подготовки (два раза в неделю по три часа) стоят 9 тыс. руб. в месяц. В эту цену не входят методические материалы и тетради. В ГБОУ СОШ №717 — 5 тыс. руб. В ГБОУ СОШ №601 подготовка к школе бесплатная, но, как сказали DISLIFE, это последний год.
Предприимчивые родители пытаются экономить. «Мы ходили на подготовку до марта, оплата была по месяцам. Когда стало ясно, что в эту школу мы попадаем, бросили», — рассказывает Татьяна Кузнецова, мама ученика школы №717.
Платная продленка: за и против
С сентября 2014 года в большинстве столичных школ была введена платная продленка, что вызвало особое недовольство родителей. Сыграло роль и такое обстоятельство: за дополнительные платные курсы родитель может получить налоговый вычет, а за продленку — нет.
Расценки на группы продленного дня утверждены московским департаментом образования. Они колеблются от 1700 до 4000 рублей в месяц. Там, где плата ниже, часто не действуют никакие льготы. Решение о наличии льгот по закону (ст. 66 закона “Об образовании в РФ”) решает совет школы, и, как рассказывают источники DISLIFE, он учитывает мнение родителей, не желающих платить за льготников, на которых государство в данном случае денег не выделяет.
Чаще всего платный характер продленки вызывает нарекания и недовольство многодетных. В школе №717 плату за продленку даже не пересчитывают в случае болезни ребенка, что противоречит общей практике — к примеру, детские сады всегда оплачиваются по факту, за посещаемые дни.
Ольга Топорикова, мама троих детей, сама забирает сыновей 8 и 11 лет из школы №1959 в Марьино: «С сентября 2015 года продленка платная, стоит около 1200 рублей, льгот нет. Я сейчас не работаю, так что в качестве альтернативы группе продленного дня сама плотно занимаюсь с детьми. За кружки мы тоже не платим».
У Надежды Алешкиной тоже трое детей — 16, 12 и 10 лет. Они ходят в школу №2099 (САО). Когда продленка была бесплатной, младшая дочь оставалась в группе. «Дети там много гуляли, и, если оставалось время, делали домашнее задание. Ничем особенным они не занимались» - вспоминает Надежда.
Если дети 3-4 класса могут сами уходить домой после занятий, то у работающих родителей первоклашек нет выбора — до третьего класса ребенку уходить домой одному не позволят, даже если папа с мамой напишут согласие. Придется платить за продленку, даже если ничем особенным дети на ней не занимаются.
Однако кто-то нашел и плюсы во введении платной продленки.
«Изменились часы работы — раньше до 18.20 было, сейчас до 19.20, – рассказывает Ирина Мамонова, мама 8-летней Иры, второклассницы школы №1250 с углубленным изучением английского (САО). — Дочь ходит на продленку 1-2 дня в неделю, платим за это 500-600 рублей. Уроки с детьми делают качественно, в индивидуальном режиме».
Чем это аукнется
В 2015 году средняя зарплата в Москве составила 64 тысячи рублей. Даже при двух работающих родителях затраты на школьные кружки смогут «съедать» 5-10% семейного бюджета, особенно если детей больше одного.
При этом платность кружка вовсе не гарантирует качество обучения — здесь все зависит от преподавателей и нет никаких стандартов.
«Появление платных услуг — это нормальное, закономерное следствие построения капиталистической экономики в России» — говорит первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал. Он уточняет:
«Конечно, первое время качество услуг будет низким, а цена - завышенной. Но через несколько лет родители научатся требовать качественное преподавание, и мы получим прозрачный, понятный рынок школьных услуг. К тому же, деньги на разные нужды собираются в школах уже много лет, негласно и без какой-либо отчетности, это был «серый» рынок, а теперь он становится белым».
«Часть семей может позволить себе услуги более высокого качества, и позволяет, —говорит директор центра «Институт образования» НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. — Мы видим, что граждане с высокими доходами чаще покупают услуги, связанные с иностранным языком, образовательным туризмом, элитными видами спорта, требующими расходов не только на тренера, но и на экипировку. Малоимущим зачастую достается низкокачественный продукт на рынке платного образования. Если все так и продолжится, мы будем иметь серьезные последствия в усилении социального неравенства. Бороться с этим можно было бы при помощи мер адресной поддержки — к примеру, сертификатами на услуги допобразования на определенную сумму для детей из малообеспеченных семей». Пока подобных сертификатов нет.
Вопрос качества услуг в этой сфере остается не самым принципиальным.
«Концепция образовательных учреждений такова, что детей нужно занимать досугом. Не для развития даже, а чтобы отсутствовало время на опасные развлечения, — говорит психолог Мария Кац, работающий с подростками. — Грубо говоря: занятой ребенок — хороший ребенок. А уставший ребенок и вовсе удобен для всех взрослых. Мне лично эта концепция не близка, но в крупных масштабах у школ нет других способов защитить ребенка от улицы. В этом смысле сокращение бесплатных кружков бьет прежде всего по незащищенным слоям населения».