гораздо более важно то, как хорошо будет выполнена операция, а не то, насколько «крутой» или «дорогой» эндопротез будет выбран. К сожалению, некорректная установка не спасет «самый лучший» эндопротез, а правильно установленный в ходе операции «эндопротез-середнячок» уверенно и без проблем может прослужить многие десятилетия. Так что главное, все-таки, как бы это банально не звучало, – руки хирурга. Однако у хирурга, особенно много оперирующего, появляются свои предпочтения в выборе тех или иных моделей эндопротеза тазобедренного сустава. Например, у фирмы Zimmer есть чашка Trilogy, а у DePuy – чашка Pinnacle. Технологически и внешне эти чашки очень похожи, но различия, конечно же, есть (по методу фиксации вкладыша, по типу покрытия чашки, контактирующего с костью, по размеру трех отверстий для винтов). Так вот, у чашки Trilogy диаметр отверстий меньше, а у Pinnacle – больше. С одной стороны, чем меньше площадь отверстий для винтов – тем лучше, ведь возрастает площадь контакта чашки с костью, а с другой стороны маленькие отверстия Trilogy не позволяют увидеть села ли чашка на дно вертлужной впадины до конца, или еще остался промежуток. В связи с этим хирурги, предпочитающие чашку Pinnacle с более широкими отверстиями, говорят: «Я уверен в этой чашке – ее можно контролировать и быть уверенным в том, что она на дне». Кроме того, опытные хирурги при установке чашки контролируют глубину ее посадки не только глазом, но и даже на слух – звук при забивании чашки изменяется при посадке чашки на дно вертлужной впадины. И таких особенностей при установке чашке, ножки, вкладыша, головки возникает несколько десятков, и все они влияют на качество установки эндопротеза. Так что еще раз повторим банальное правило – залог успеха – хирург, а не эндопротез. Хороший хирург сам подберет вам правильную модель эндопротеза или предложит разумные альтернативы там, где они возможны. Не нужно заниматься поиском лучшего эндопротеза – займитесь поиском лучшего хирурга!
В-четвертых, если существует много разных моделей эндопротезов, значит это кому-нибудь нужно. Кому-то лучше всего подойдет один тип эндопротеза, а кому-то – другой. Так что, опять же, лучше всего оставить выбор модели эндопротеза профессионалу. Но как найти его, своего врача? Есть хорошая пословица: «Качество игры гроссмейстера зависит от количества сыгранных партий». Действительно, как правило, лучше оперирует тот хирург, который оперирует много. Считаются опытными пожилые хирурги, и это правильно, но возраст хирурга не всегда указывает на его большой опыт именно в эндопротезировании тазобедренного сустава. В нашей стране много 30-летних хирургов, которые ежедневно оперируют по 3-5 тазобедренных суставов, накапливая в своем активе по многу сотен эндопротезирований тазобедренного сустава в год, что является прекрасным показателем по мировым меркам: в мире считается опытным хирург, который выполняет более 50 эндопротезирований тазобедренного сустава в год. Если ежегодное число операций меньше, то такого хирурга будут считать «вечно обучающимся» вне зависимости от того, сколько ему лет: 30, 40, 50, 60 или даже 70.
Когда на международных конференциях мы общаемся с нашими зарубежными коллегами и говорим им о том, что в нашей стране существует несколько центров, где выполняют больше одной тысячи операций эндопротезирования в год, то у многих из них на лицах появляется искреннее удивление и уважение. Ведь в подавляющем большинстве европейских и американских клиник в год выполняется 200-300 эндопротезирований в год. Такая уникальная ситуация в нашей стране сложилась благодаря системе высокотехнологичной медицинской помощи, когда эндопротезирование, финансируемое федеральным бюджетом, сосредоточено в нескольких клиниках, центрах травматологии и ортопедии. Так что во многом уже следует признать неверным и устаревшим утверждение о том, что хорошие хирурги заграницей. В России много своих талантливых хирургов, обладающих порой много большим опытом, чем зарубежные коллеги.
Этого нельзя сказать о самих эндопротезах. К сожалению, ... ...