В течение прошлого года мы освещали проблемы больных хронической почечной недостаточностью. В частности, сегодня одной из самых актуальных является транспортная доступность для этой категории инвалидов медицинских учреждений, где проводятся процедуры диализа.
До 2004 года диализников худо-бедно обслуживал Центр социально-бытового обслуживания населения, предоставляя машины бесплатно и днем, и ночью. Его срочно организовали после нескольких смертей больных по дороге на диализ в 2001 году. Однако в 2004 году Министерство труда и соцразвития заявило, что денег на эту услугу больше нет.
Проблема в том, что больным ХПН, находящимся на аппарате «искусственная почка» (диализникам), небезопасно для здоровья и жизни самостоятельно передвигаться на большие расстояния. Особенно после процедур диализа. «Наши больные - инвалиды первой группы, - комментирует председатель общества диализников Якутска Михаил Сапожников. - У большинства есть осложнения нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, зрения. Были случаи, когда после процедуры инвалиды с пониженным давлением падали на улице». Между тем, недавно открывшееся отделение хронического гемодиализа в поселке Жатай и ближайшую остановку рейсовых автобусов разделяет добрый километр, который нужно преодолевать на своих двоих.
В конце прошлого года на пленарном заседании Ил Тумэна все-таки был рассмотрен вопрос о выделении средств на покупку двух микроавтобусов «Газель» для транспортировки больных ХПН от дома до гемодиализного отделения и обратно. На эти цели депутаты заложили в бюджет 900 тысяч рублей. Вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. Однако проезд на этих автомашинах, вопреки ожиданиям больных, будет отнюдь не бесплатным, а 100 рублей в один конец. Таким образом, диализники должны будут тратить на трансферты из города до диализного центра в Жатае по 2.600 рублей в месяц (из расчета 13 диализных процедур в месяц).
Тем временем, некоторые пациенты диализного центра, не видя другого выхода, осваивают почасовые такси - у них, как оказалось, цены не такие кусачие, как в «социальных такси». «Мы ездили таким образом в праздничные дни на диализ и платили по 60 рублей за человека», - рассказывает один из диализников.
«У диализников есть четыре строки основных расходов - лекарства, проезд, жилье и питание, - продолжает Сапожников. - По нашим подсчетам, в среднем больной тратит на лекарства, которые не предоставляются бесплатно, 7.200 рублей. Это не считая таких дорогостоящих препаратов, как «Реногель» (15.000 на месяц) и «Мимпара» (26.000 на месяц), которые необходимы многим из нас». Так что дополнительная нагрузка в 2.600 рублей в месяц для многих из этих несчастных людей оказывается неподъемной.
Между тем глава Минтруда и соцразвития республики Иннокентий Чахов на встрече с диализниками еще до Нового года, (на которой присутствовал и корреспондент «НВ») заявил: «Не одни вы у нас такие!». В общем, как говорят в народе, диализники на бесплатный проезд к месту лечения и обратно «губу зря раскатали».
На наш взгляд, существует единственный способ решения проблемы, давно опробованный в других российских субъектах и городах: проезд в этих социальных такси для инвалидов должен быть либо вообще бесплатным, либо максимально льготным, не выше муниципального автобусного тарифа Якутск-Жатай - 36 рублей, но никак не 100 руб.
В этой связи уместно еще раз напомнить чиновникам и депутатам про Федеральный закон «О беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» - там ничего о взимании оплаты за этот самый беспрепятственный доступ не говорится. Естественно, такое решение должно быть закреплено соответствующим республиканским нормативно-правовым актом, как в других регионах страны, например, в Москве или Санкт-Петербурге.
Денис Адамов
Источник: nvpress.ru