Архив:

Дайвинг. Впечатления и восторг незрячего от погружения.

Он скользил над светлым песчаным дном, словно призрак или ангел - чересчур материальный для призрака и слишком грешный для ангела, признаться, но полет-скольжение в прозрачной воде и в самом деле был призрачно-бесшумным.

Александр Бушков. "Пиранья: первый бросок".

Не пиранья, конечно. До небольшого зубастого хищника мне ой как далеко. Начнём с того, что я по природе не полосат, опять же со зрением не так хорошо, как хотелось бы, да и хищность у меня умеренная. В общем, не пиранья. И походного ордера не было, не скользили за мной в прозрачных сумерках совершенно засекреченные бойцы, не звучала тревожная трещотка, не крутилась в бухте Эль-Бахлака смертельная карусель... но день 29 ноября 2009 года, я запомню на всю жизнь.

Сейчас совершенно необходимо назвать непосредственных виновников того, что со мной произошло. В первую очередь особая благодарность Павлу Обиуху и организации "Перспектива". А так же их партнёрам - некоммерческой организации "Подвал". Огромное спасибо всем тем, кто был со мной в одной группе и низкий поклон нашим инструкторам и помощникам: Дарье Портновой, Александру Жеглову, Кирилу Ювченко, Игорю, Елене Бизиной, Мехти и ребятам, которые сделали недоступное для тех, кто на коляске - доступным.

Итак, благодаря совершенно бесценным усилиям множества человек, я, ваш покорный слуга, оказался на бортике бассейна "Труд", с тем, чтобы пройти пробное, ознакомительное погружение. Трудно описать, что делалось со мной всю предшествующую неделю до 29 ноября. Знакомых дайверов у меня нет и спросить было не у кого. По этому в сознании всплывали и гнездились какие-то очень простые и незатейливые воспоминания и представления, основанные на когда-то просмотренных фильмах, то ли про Кусто, то ли ещё про кого-то, кто лихо нырял с двумя баллонами за спиной, погибал при извержении подводного вулкана, сражался с акулой и т.д.

Так же конечно, металось в голове нечто из подводных картин увиденных К.С. Мазуром и переданных нам пером А.А. Бушкова... Все эти кораллы, акваланги закрытого типа, не дающие пузырьков, мурены, стаи серебристых рыбок, жадно-разверстая пасть батиали, которая так любит поглощать тела неудачливых боевых плавцов. Я прекрасно понимал, что всё это конечно, меня не касается и вряд ли когда-нибудь коснётся, но я, в буквальном смысле этого слова, извёлся в ожидании. Буквально замучал всех знакомых и родных, а так же мировую сеть в поисках информации о дайвинге. Спал и видел, как я с баллонами, да в маске... Сказать по правде снаряжение меня удивило. Сюрпризом оказался: размер и вес баллона, вид жилета-компенсатора, наличие резиновых сапожек и особенно гидрокостюм.

Большое и отдельное спасибо, помощнице нашего инструктора Елене, которая самоотверженно объясняла все премудрости снаряжения незрячим ребятам, т. е. мне и Павлу Обиуху. Здесь замечу, что для незрячих действительно важно узнать всё более подробно, можно сказать до тонкостей: как, где, что к чему пристёгивается, как, что крепится, сколько весит баллон, как легко его поднять, каким образом он цепляется к жилету: каким ремнём, насколько крепким ремнём, как он лежит и т.п., какой материал у жилета, из чего сделаны кольца, из чего состоит инфлятор, каков вес и материал лёгочного аппарата, даже как выглядит манометр (где стрелки, почему именно такой шланг, в какой порт этот шланг крепится). Всё это необходимо исследовать и понять.

В этом смысле надо заметить, что незрячий не скажет вам о цвете компенсатора, не сможет оценить прозрачность линз маски, но после нормального планомерного исследования, сможет с высокой точностью запомнить и чётко описать все невизуальные параметры той или иной модели снаряжения (размер, вес, расстояние от крепёжного ремня до вентиля баллона, где гофрированный шланг, где нет, как расположены порты на определённой модели регулятора и какой из них высокого, а какой низкого давления, где и какие липучки, где кольца на жилете и т.п.). Да, безусловно, каждую другую модель нужно будет изучать снова, но все её параметры и характеристики будут запечатлены на долгие и долгие времена. Ещё раз подчеркну свою особую благодарность Елене, которая сумела сделать все объяснения по снаряжению просто идеальными, т. е. такими, что лично я получил, пожалуй, наиболее полное представление о том, что остальные члены группы видели глазами.

По правде сказать, самым тяжёлым на бортике было дождаться своей очереди. Скажу без преувеличения, внутри всё так и переворачивалось: "Я сейчас буду в костюме и сейчас буду на глубине шести метров...". Восторг и силу предвкушения просто невозможно описать. Так же невозможно переоценить высочайшую квалификацию, профессионализм и терпение наших инструкторов. Осмелюсь даже предположить, что они не совсем представляют, что именно сделали лично для меня и для других ребят с инвалидностью, которые погружались в тот день, для всего сообщества инвалидов России и для общества вообще. Дело в том, что зарубежный опыт занятий дайвингом, уже достаточно давно предполагает практику погружения людей с разнообразными физическими нарушениями, в нашей же стране, до сих пор, такие вещи, либо вообще не практиковались, либо всё ограничивалось единичными случаями, вроде того, что инвалид поехал на Чёрное море и убедил местного инструктора разрешить ему погрузиться. В этом смысле, состоявшийся пробный (обзорный) дайвинг-тур под руководством инструкторов сертифицированных в IAHD, можно рассматривать как мощный старт, как прорыв, как потрясающую находку для Российских инвалидов. Очень сложно было без привычки поместить себя в костюм, непривычны были и небольшие резиновые сапожки, но вот уже всё застёгнуто, закреплено, маска на лице, загубник во рту и благословенная вода принимает меня.

В воде меня встречает инструктор, с которым мы перемещаемся на небольшую пластиковую платформу, где начинаем выполнять некоторые обязательные упражнения. Я очень надеялся быстро справиться с дыханием и справился достаточно быстро, но понял, что был несколько самонадеян, т. к. лично для меня оказалось психологически тяжело переключиться на дыхание под водой. Вроде бы понимаешь, что воздух есть, что подаётся он легко, что можешь спокойно дышать ртом, а вот убрать голову под воду и подышать десяток раз оказалось с начала очень сложно, что-то внутри этому очень сопротивлялось и тревожно позванивало. Попрактиковавшись дышать, стали договариваться с инструкторам о знаках, которыми будем общаться под водой. Здесь ещё раз позволю себе напомнить о специфике погружения незрячих.

Если обычные дайверы могут общаться под водой знаками, то человек с ослабленным зрением или незрячий знаков этих не увидит. Это вынуждает напарника по погружению всё время держать инвалида по зрению за руку и общаться при помощи набора специфических движений и пожатий. Для примера: ладонь инструктора с моей ладонью уходит вверх - всплываем, ладонь инструктора с моей уходит вниз - погружаемся, ладонь инструктора с моей уходит влево - поворачиваем налево, ладонь инструктора с моей уходит вправо - уходим вправо, пожатие моего плеча - "всё ли у тебя в порядке?" (ответ краткое, однократное пожатие ладони инструктора - "да, всё ОК!"), частые многократные пожатия руки инструктора - "у меня проблемы!" (обязательно руками показать с чем проблемы: баллон, маска, уши и т.п.). На самом деле, незрячий с инструктором может общаться и обычными (стандартными) знаками, но такие вещи, как я понял, делаются по специальной договорённости. Договорившись о знаках, попробовали плыть вдоль бортика, совсем не глубоко, на уровне ступеньки, которая, кажется, есть во всех бассейнах.

Положение самое простое: я рядом с бортиком, касаясь одной рукой ступеньки, рядом с другой стороны инструктор, держащий меня за руку. Проверили знаки, я попытался плыть быстрее и медленнее, попривык к дыханию, уяснил для себя процесс ориентирования в воде вдоль бортика. Обойдя по кругу ванну, вернулись на платформу и решили, что пора погружаться, разумеется предварительно повторив навык продувания. Странное дело, я всегда полагал, что шесть метров, это серьёзно, но на самом деле - всего три движения ластами и вот уже я трогаю рукой дно бассейна. По правде сказать - для меня это был шок. Ни с чем не сравнимое ощущение от понимания того, что я в данный момент нахожусь на глубине в шесть метров, я сам дышу под водой, от того, что я могу парить, могу ничего не весить, от того, что я лёгок, от того, что стихия меня приняла. Опять и опять проверяем знаки, ещё и ещё раз пытаюсь выровнять дыхание так, чтобы оно было ровным, глубоким и спокойным...

Понимаю, что так, как дышу я дышать нельзя (слишком волновался и пускал пузыри, как паровоз - облака дыма). Через какое-то время всплываем и обмениваемся впечатлениями. У меня впечатлений через край, выразить и описать это невозможно. Программа погружения продолжается. Стоя на платформе, осваиваю навыки, положенные каждому дайверу. Первый - вытащить лёгочник под водой и правильно его вставить и начать дыхание. Второй - освобождение маски от воды. Первое получается быстро, со вторым приходится помучаться. Почему-то очень неприятно выдыхать носом под водой. Видимо потому, что очень хочется вдохнуть, а нельзя. На маску уходит минут пять, после чего опять уходим на дно. И вот тут оказывается, что у инструктора для меня есть сюрприз. Не знаю даже, научили ли его этому представители IAHD или это было наитие, догадка, но идея была однозначно гениальной.

После того, как мы проплываем пару метров надо дном, инструктор ставит мои руки на межплиточные швы. Я сам, признаться, думал об этом, или чём-то подобном, но не успел обсудить это с инструктором. Простота и оригинальность идеи поражает, ведь межплиточные швы прямые и по ним легко ориентироваться. Плыву уже практически сам, инструктор только слегка касается пальцами моего плеча. Я показываю "ок" и не знаю, как показать ему тысячу и тысячу "ок", чтобы выразить свой восторг. Я сам парю надо дном, слишком материальный для призрака и слишком грешный для ангела. Я свободный, я почти един с водой. Через какое-то время поднимаемся на платформу. Очень не хотелось всплывать, но своей очереди ждал следующий.

Что дальше? А дальше, я боюсь заболел, заразился и прикипел. Ловлю себя на том, что вот уже месяц не могу думать ни о чём другом. Я ещё хочу в гости к морскому царю!!! Возможно, кто-то и удивится, зачем мол незрячему дайвинг, особенно учитывая то, что слух под водой теряет своё значение на 50%, а тактильные ощущения, особенно в тропических морях и того больше, тем более, трогать там, что-либо кажется вообще небезопасно. Сложно это объяснить... Давайте скажем так, уметь погружаться для меня (заниматься дайвингом), это всё равно, что человеку не имеющему физических ограничений всплеснуть руками и понять, что он может парить под потолком...

Понять и действительно покружиться вокруг люстры. Это новая степень свободы для незрячего, это новый, более высокий, качественно иной уровень развития, это новая психологическая ситуация, дающая возможность выйти за рамки привычного мира, системы привычных вещей и отношений, возможно, это ещё и одна из оптимальных ситуаций самоудовлетворения, самореализации, самовыражения, ну и конечно же определённого вида испытание, выброс адреналина, ситуация которая позволяет ощутить настоящий вкус активной жизни.

Петров М.А.

Источник: invasport.livejournal.com