
Накануне корреспондент LipetskMedia встретился с липчанкой Ольгой Зелепукиной. Женщина вместе с мужем воспитывает восьмилетнего сына Андрея, которому поставлен диагноз «аутизм». По ее словам, Андрей пусть и не такой, как все дети, но его не стоит жалеть, его просто надо понимать.
- Когда вы узнали, что ваш ребенок особенный?
- Диагноз таким детям ставят ближе к трем годам, до этого говорится лишь о задержке психоречевого развития. Я сама психолог, и поэтому сразу начала замечать, что что-то необычное происходит с моим ребенком. Когда ему было полгода, я заметила, что он не смотрит глаза в глаза или подолгу "зависает" на каком-то предмете. У моего ребенка в пол года не было хохота и не было указательного жеста. К году он не отзывался на свое имя и не разговаривал. Такие дети не идут открыто на контакт. Причем физически такой ребенок абсолютно здоров и развивается как обычнее дети, даже внешне он ничем не отличается от сверстников. Если бы я не была специалистом (прим. Ольга Зелепукина - психолог детского подразделения медико-социальной экспертизы города Липецка), я бы не смогла вообще заметить, что у сына какие-то проблемы.
- Многие родители не желают, чтобы их детям ставили такой диагноз. Как вы думаете почему?
- Родители боятся больше всего неизвестности, боятся, что их детей будут называть инвалидами. Ведь родители видят, что ребенок физически нормальный и развивается хорошо, и считают, что эти все проблемы в его развитии со временем пройдут. Зачастую родители верят в чудо, и сами того не понимая, упускают время. С ребенком должен заниматься и психолог, и дефектолог, но на 85 процентов - это работа родителей. Если начать заниматься с «особенными» детьми вовремя, они социализируются, развиваются, становятся более открытыми.
- Чем отличаются дети-аутисты от сверстников?
- Аутист по-другому слышит, видит, ощущает реальность. Мир, который для нас приятен и понятен, их пугает, он им страшен. У детей появляется куча страхов: они могут бояться громких звуков, цветов, игрушек. Они не воспринимают чужих эмоций. К примеру, если мама хмурится, обычный ребенок понимает, что произошло что-то плохое, так же как он понимает улыбку близких как нечто доброе. Но ребенок с аутизмом лишен такой возможности. Конечно, с течением временем их можно обучить, если не понимать, то запоминать эмоции, чтобы правильно на них реагировать.
У аутистов выражено стремление найти ощущение, которое успокоит их, смотреть на вращающуюся игрушку. Некоторые стереотипные движения типичны для аутизма. Они успокаивают таких детей, возвращая им уверенность в себе и чувство безопасности.
- Как вы помогали своему сыну развиваться и учили общаться с социумом?
- В раннем возрасте им сложно дифференцировать речь, любые слова, для него все просто шумы и фон, и он учится только с помощью жестов. К примеру, мы учили его запоминать кто мама, кто сестра, кто папа - просто печатали на футболках имена и фотографии. Он таким образом запоминал нас. Ему трудно выражать свои просьбы. Он это делает с помощью другого человека. Например, если ему нужен ваш телефон, он не будет просить или просто брать его, он возьмет вашу руку и возьмет ею телефон и положит его в свою руку. Сам он не может этого сделать, из-за страхов перед внешним миром. Он доверяет близким, может довериться даже чужому человеку, если ему нужно достичь какой-то цели. Таким детям сложно пробывать что-то новое. Стереотипное поведение аутистов характерно для всего.
- Есть в Липецке специалисты, которые могли бы помогать таким детям развиваться?
- В Липецке нет узконаправленных специалистов по данному заболеванию. Нет ни одного центра, куда бы родители могли прийти и получить помощь. В Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже есть центры, которые занимаются с детьми-аутистами.Там есть бесплатные центры наряду с платными. В Липецке основная масса детей занимается в Центре дистанционного образования детей-инвалидов, который работает на базе коррекционной школы-интерната III-IV вида, вместе этим есть школа №32, там тоже проходят обучение аутистов.
- Может ли ребенок с диагнозом «аутизм» посещать обычный детский сад, школу?
- В обычном детском саду ребенок не сможет находиться лишь потому, что он не делает все, что делают другие дети. В Липецкой области дети с аутизмом принимаются лишь в одном дошкольном учреждении – коррекционном детском саду № 18. Его преимущество в том, что в каждой группе есть свой дефектолог, психолог. После детского садика дети проходят специальную комиссию, которая выносит решение о возможности обучаться в дальнейшем.
Что касается школы, то 50 процентов с сохранным интелектом. Правда, для них сейчас действует та же программа, что и для отстающих в развитии детей, в которой только на изучение алфавита уходит четыре года. Нет программы, специально адаптированной под аутистов – это главная проблема, которую надо срочно решать. Ведь дети с таким диагнозом, в основном, с сохранным интеллектом; они часто очень способны обычно в каком-то одном предмете: один отлично заучивает стихи, другой силен в математике, третий любит читать. Есть дети, которые не могут посещать школу, единственное, что могут предложить им - это дистанционное или домашнее обучение.
Мой ребенок ходит в первый класс ЦДО (центра дистанционного обучения детей-инвалидов), у нас весь класс – это дети-аутисты. Здесь они будут учиться 12 лет. С сентября 2015 года в ЦДО будут предпологают, что детей будут обучать по программе девятого вида, как раз адаптированной для аутистов. Надо сказать, что проблема обучения аутистов впервые поднимается в Липецкой области. Поэтому коррекционных педагогов для работы с такими детьми только начинают обучать.
- Могут ли аутисты получить какую-то специальность и заработать на жизнь?
- В крупных городах России и за границей аутисты могут получить специальность в мастерских, где и проходит обучение. Причем специалисты в таких мастерских хорошо знают, что такое аутист и как подготовить его. При правильном подходе ребенок может стать уникальным математиком, отличным механиком, художником. При этом у аутистов отсутствует хитрость, желание обмануть. Они просто отлично делают свою работу. Но проблема в другом: не все готовы взять аутиста на работу, даже если он отличный специалист, из-за низкой социализации таких людей. Аутист может быть феноменальным специалистом в какой-то области, но при этом испытывают трудности в приготовление еды, сходить в магазин, то есть выполнить простые и привычные нам вещи. Среди знаменитых аутистов мира есть врачи, художники и музыканты. Люди всех профессий. К примеру, в Липецке есть мальчик-аутист, который отлично рисует, но на вопрос: «чем ты сегодня завтракал», он не сможет ответить.
- Как общество относится к аутистам, вы сталкиваетесь с недопониманием?
- За границей дети ходят со значками «Я аутист», и люди, даже не знающие о проблеме, будут по другому, с пониманием относиться к такому человеку. Но у нас родителем трудно, потому что окружающие относятся к ним не терпимо из-за их нестандартного поведения на людях. И поэтому родители переживают по поводу того, как общество будет относится к их ребенку. Это не проблема родителей, а проблема общества, которое мало информировано о проблеме аутизма.
Я не прячу своего ребенка, мне не стыдно за него. Мой муж и моя старшая дочь-выпускница помогают мне во всем. Мы везде ездим, гуляем, общаемся с другими детьми. Вообще не ведем замкнутый образ жизни и не боимся общественного мнения. Причем я считаю своим гражданским долгом поделиться с любым человеком информацией, которую я знаю про детей-аутистов, как мама и как психолог.
Напомним, что сегодня вечером впервые в Липецке на площади Петра Великого состоится мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. В рамках акции синим цветом будет подсвечен памятник Петру Великому. Выбор сооружения был не случаен, так как памятник является одним из символов города Липецка. В рамках акции состоится показ слайдов и клипа, с участием обучающихся, а также танцевальный флешмоб. В конце акции все шарики будут выпущены в небо.
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года (резолюция № A/RES/62/139) и отмечается ежегодно 2 апреля. С 2005 года стартовала международная акция «Зажги синим». В этот день сотни зданий и известнейших объектов по всему миру подсвечиваются синими прожекторами. Акция проводится в 45 странах мира, в том числе и в России. Синий стал официальным цветом этого дня.
Источник: ЛипецкМедиа