Архив:

Аутисты – дети, которых надо понять

Сегодня, 2 апреля, во всем мире проходят мероприятия связанные с Днем распространения информации о проблеме аутизма. По неофициальной статистике, в Липецкой области на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом "аутизм" стоит 135 человек. Причем статистику можно назвать неофициальной только потому, что многие родители не хотят, чтобы их ребенку ставили страшный, по их мнению, диагноз «аутизм».

Накануне корреспондент LipetskMedia встретился с липчанкой Ольгой Зелепукиной. Женщина вместе с мужем воспитывает восьмилетнего сына Андрея, которому поставлен диагноз «аутизм». По ее словам, Андрей пусть и не такой, как все дети, но его не стоит жалеть, его просто надо понимать.  

- Когда вы узнали, что ваш ребенок особенный?

 - Диагноз таким детям ставят ближе к трем годам, до этого говорится лишь о задержке психоречевого развития. Я сама психолог, и поэтому сразу начала замечать, что что-то необычное происходит с моим ребенком. Когда ему было полгода, я заметила, что он не смотрит глаза в глаза или подолгу "зависает" на каком-то предмете. У моего ребенка в пол года не было хохота и не было указательного жеста. К году он не отзывался на свое имя и не разговаривал. Такие дети не идут открыто на контакт. Причем физически такой ребенок абсолютно здоров и развивается как обычнее дети, даже внешне он ничем не отличается от сверстников. Если бы я не была специалистом (прим. Ольга Зелепукина - психолог детского подразделения медико-социальной экспертизы города Липецка), я бы не смогла вообще заметить, что у сына какие-то проблемы.

 - Многие родители не желают, чтобы их детям ставили такой диагноз. Как вы думаете почему?

 - Родители боятся больше всего неизвестности, боятся, что их детей будут называть инвалидами. Ведь родители видят, что ребенок физически нормальный и развивается хорошо, и считают, что эти все проблемы в его развитии со временем пройдут.  Зачастую родители верят в чудо, и сами того не понимая, упускают время. С ребенком должен заниматься и психолог, и дефектолог, но на 85 процентов - это работа родителей. Если начать заниматься с «особенными» детьми вовремя, они социализируются, развиваются, становятся более открытыми.

- Чем отличаются дети-аутисты от сверстников?

 - Аутист  по-другому слышит, видит, ощущает реальность. Мир, который для нас приятен и понятен, их пугает, он им страшен. У детей появляется куча страхов: они могут бояться громких звуков, цветов, игрушек. Они не воспринимают чужих эмоций. К примеру, если мама хмурится, обычный ребенок понимает, что произошло что-то плохое, так же как он понимает улыбку близких как нечто доброе. Но ребенок с аутизмом лишен такой возможности. Конечно, с течением временем их можно обучить, если не понимать, то запоминать эмоции, чтобы правильно на них реагировать.

У аутистов выражено стремление найти ощущение, которое успокоит их, смотреть на вращающуюся игрушку. Некоторые стереотипные движения типичны для аутизма. Они успокаивают таких детей, возвращая им уверенность в себе и чувство безопасности.

- Как вы помогали своему сыну развиваться и учили общаться с социумом?

 - В раннем возрасте им сложно дифференцировать речь, любые слова, для него все просто шумы и фон, и он учится только с помощью жестов. К примеру, мы учили его запоминать кто мама, кто сестра, кто папа - просто печатали на футболках имена и фотографии. Он таким образом запоминал нас. Ему трудно выражать свои просьбы. Он это делает с помощью другого человека. Например, если ему нужен ваш телефон, он не будет просить или просто брать его, он возьмет вашу руку и возьмет ею телефон и положит его в свою руку. Сам он не может этого сделать, из-за страхов перед внешним миром. Он доверяет близким, может довериться даже чужому человеку, если ему нужно достичь какой-то цели. Таким детям сложно пробывать что-то новое.  Стереотипное поведение аутистов характерно для всего.

 - Есть в Липецке специалисты, которые могли бы помогать таким детям развиваться?

- В Липецке нет узконаправленных специалистов по данному заболеванию. Нет ни одного центра, куда бы родители могли прийти и получить помощь. В Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже есть центры, которые занимаются с детьми-аутистами.Там есть бесплатные центры наряду с платными. В Липецке основная масса детей занимается в  Центре дистанционного образования детей-инвалидов, который работает на базе коррекционной школы-интерната III-IV вида, вместе этим есть школа №32, там тоже проходят обучение аутистов. 

 - Может ли ребенок с диагнозом «аутизм» посещать обычный детский сад, школу?

- В обычном детском саду ребенок не сможет находиться лишь потому, что он не делает все, что делают другие дети. В Липецкой области дети с аутизмом принимаются лишь в одном дошкольном учреждении – коррекционном детском саду № 18. Его преимущество в том, что в каждой группе есть свой дефектолог, психолог. После детского садика дети проходят специальную комиссию, которая выносит решение о возможности обучаться в дальнейшем.

Что касается школы, то 50 процентов с сохранным интелектом. Правда, для них сейчас действует та же программа, что и для отстающих в развитии детей, в которой только на изучение алфавита уходит четыре года. Нет программы, специально  адаптированной под аутистов – это главная проблема, которую надо срочно решать. Ведь дети с таким диагнозом, в основном, с сохранным интеллектом; они часто очень способны обычно в каком-то одном предмете: один отлично заучивает стихи, другой силен в математике, третий любит читать. Есть дети, которые не могут посещать школу, единственное, что могут предложить им - это дистанционное или домашнее обучение.

Мой ребенок ходит в первый класс ЦДО (центра дистанционного обучения детей-инвалидов), у нас весь класс – это дети-аутисты. Здесь они будут учиться 12 лет. С сентября 2015 года в ЦДО будут предпологают, что детей будут обучать по программе девятого вида, как раз адаптированной для аутистов. Надо сказать, что проблема обучения аутистов впервые поднимается в Липецкой области. Поэтому коррекционных педагогов для работы с такими детьми только начинают обучать.

- Могут ли аутисты получить какую-то специальность и заработать на жизнь?

 - В крупных городах России и за границей аутисты могут получить специальность в мастерских, где и проходит обучение. Причем специалисты в таких мастерских хорошо знают, что такое аутист и как подготовить его. При правильном подходе ребенок может стать уникальным математиком, отличным механиком, художником. При этом у аутистов отсутствует хитрость, желание обмануть. Они просто отлично делают свою работу. Но проблема в другом: не все готовы взять аутиста на работу, даже если он отличный специалист, из-за низкой социализации таких людей. Аутист может быть феноменальным специалистом в какой-то области, но при этом испытывают трудности в приготовление еды, сходить в магазин, то есть выполнить простые и привычные нам вещи. Среди знаменитых аутистов мира есть врачи, художники и музыканты. Люди всех профессий. К примеру, в Липецке есть мальчик-аутист, который отлично рисует, но на вопрос: «чем ты сегодня завтракал», он не сможет ответить.

- Как общество относится к аутистам, вы сталкиваетесь с недопониманием?

 - За границей дети ходят со значками «Я аутист», и люди, даже не знающие о проблеме, будут по другому, с пониманием относиться к такому человеку. Но у нас родителем трудно, потому что окружающие относятся к ним не терпимо из-за их нестандартного поведения на людях. И поэтому родители переживают по поводу того, как общество будет относится к их ребенку. Это не проблема родителей, а проблема общества, которое мало информировано о проблеме аутизма.

Я не прячу своего ребенка, мне не стыдно за него. Мой муж и моя старшая дочь-выпускница помогают мне во всем. Мы везде ездим, гуляем, общаемся с другими детьми. Вообще не ведем замкнутый образ жизни и не боимся общественного мнения. Причем я считаю своим гражданским долгом поделиться с любым человеком информацией, которую я знаю про детей-аутистов, как мама и как психолог.

Напомним, что сегодня вечером впервые в Липецке на площади Петра Великого  состоится мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. В рамках акции синим цветом будет подсвечен памятник Петру Великому. Выбор сооружения был не случаен, так как памятник является одним из символов города Липецка. В рамках акции состоится показ слайдов и клипа, с участием обучающихся, а также танцевальный флешмоб. В конце акции все шарики будут выпущены в небо.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 года (резолюция № A/RES/62/139) и отмечается ежегодно 2 апреля. С 2005 года стартовала международная акция «Зажги синим». В этот день сотни зданий и известнейших объектов по всему миру подсвечиваются синими прожекторами. Акция проводится в 45 странах мира, в том числе и в России. Синий стал официальным цветом этого дня. 

Источник: ЛипецкМедиа