Архив:

Кошка бросила котят… В Рязани работает государственный комплексный центр социального обслуживания населения «Семья»

На просторах Интернета гуляет популярное стихотворение, в котором есть такие строки: «Кошка бросила котят – это Путин виноват…». Суть всего рифмованного изыска сводится к тому, что раньше у нас во всем был виноват Пушкин, теперь – Путин.

Украли новенький мусорный контейнер со двора – Путин виноват, ведь безработным бутылку дорогой водки купить не на что. Засуху он накликал, наводнение – понятное дело, кто. Отдавали сирот американцам как бы по его молчаливому согласию, запретили отдавать – «ужас, ведь здесь больных деток невозможно вылечить!». Стесняюсь спросить: а то, что дети становятся сиротами при живых родителях… тоже он, самолично, нашаманил?

Нужно только обратиться…

Дети всегда были благодатной темой для публикаций. Больные дети – вдвойне, а сироты-инвалиды – просто журналистская находка последних лет. Цинично, но факт. В Сети до сих пор блуждают видеоролики с неухоженными, голодными малышами в главной роли, снятыми на фоне облупленных серых стен и матрацев в желтых разводах. Чем «страшнее» видео или публикация, тем больше просмотров и откликов. Отзывы к темам, в которых органы опеки отобрали ребенка, «потому что в холодильнике не было банана, а в детской комнате – компьютера», зашкаливают. «Светлые» материалы о каких-то инновациях в сфере сиротских приютов, достижений сотрудников не пользуются популярностью и воспринимаются читателем как «очередная проплаченная ложь». Потому что если государственные учреждения для отказных детей вдруг оказываются комфортными, а забота о них – действенной и не показной, то придется задуматься: а откуда все эти сироты взялись? Неужели виноваты все такие хорошие «среднестатистические мы» – родственники, приятели и соседи неблагополучной семьи? Среди тех, кто отказывается от своего ребенка, чаще всего фигурируют мамочки со следующими проблемами: нет крыши над головой, нет мужа, нет постоянной работы.

Порой даже нет документов, удостоверяющих личность, хотя женщины – и не беженки, и не скрываются от правоохранительных органов. Для тех, кто хочет и стремится решить подобные проблемы, в Рязани создан государственный комплексный центр социального обслуживания населения «Семья». Он работает уже 5 лет, возглавляет центр Оксана Васильевна Артемкина. – Работа всех сотрудников центра направлена на то, чтобы несовершеннолетний ребенок остался в семье, чтобы ему было комфортно в семье, чтобы у него были родители и жилье. Над проблемами работают психологи и педагоги, врачи и юристы. Есть даже мобильная бригада, которая выезжает в районы: каждый может прийти на прием и сказать: «Я жду ребенка, зарабатываю недостаточно, но мое жилье вот-вот развалится, помогите!». И команда юристов начнет работать с администрацией района по этому вопросу, – рассказывает она о механизме работы центра. Или другая беда: в благополучной семье рождается желанный, но особенный ребенок.

Причин, как и разновидностей заболеваний, множество. В некоторых семьях тут же решают: нет, никто не узнает, что у нас родился такой ребенок, лучше уж от него совсем отказаться. Одних уже невозможно «своротить» с этого пути, другим вполне возможно помочь взглянуть на ситуацию по-иному. – Отдел социальной реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья занимается как раз такими проблемами. Специалисты помогают и родителей адаптировать к сложившейся ситуации, и развитием ребенка занимаются. Невозможно доехать с малоподвижным ребенком до клиники на процедуры – социальное такси вам в помощь. Живете в районе и негде остановиться в областном центре – социальная гостиница к вашим услугам.

Если ситуация совсем тупиковая, нет жилья, нет родителей, документов и средств к существованию – даже в этом случае в центре «Семья» помогут. Будущая мамочка может временно пожить в одной из благоустроенных комнат центра (питание, постельное белье, детские коляски и кроватки, даже памперсы прилагаются). За это время юристы и социальные работники «утрясут» большинство проблем попавшей в трудную жизненную ситуацию мамы.

В центре работает 8 отделов. И рязанцу, попавшему в трудную жизненную ситуацию, даже не надо самому раздумывать, в какой отдел обратиться: первое отделение, консультационно-диагностическое, как раз предназначено для того, чтобы определить характер проблем и пути их решения. Ознакомившись с работой социального центра, уже не хочется делиться кровными с дамами, которых частенько можно заметить возле торговых центров с фотографиями больных детей в руках и просьбами подать, кто сколько может, на жизнь и лечение. И слезы сострадания не катятся по щекам, а хочется спросить: «А почему вы не обратились к специалистам центра «Семья»? Или вам выгоднее зарабатывать на своей беде, а в реальной помощи не нуждаетесь?».

При живых родителях

Рязанский Дом ребенка в воображении большинства рязанцев представляется унылым заведением с нездоровыми детьми-отказниками. Это далеко не так. И обстановка в этом социальном учреждении комфортная, и специалисты прошли серьезный отбор, и малыши остаются в условном одиночестве только когда спят. Придраться не к чему, но есть одно но: имеется целая группа детей, которых отдали «на время». Законом установлен срок, на который можно отдать своего ребенка – 3 месяца. Но, по истечении этого времени, мама приходит и пишет новое заявление – еще на 3 месяца. Поясняет: проблемы решить не удалось, ребенка кормить нечем. И малыш остается до 4-х лет в этом государственном учреждении. – Просто счастье, что каким-то родителям существование нашего отделения временного пребывания позволяет решить проблемы с жильем и работой. Но, как обычно, медаль о двух сторонах: для недобросовестных мам данное отделение является некой лазейкой, благодаря которой можно продолжать жить в свое удовольствие, – поясняет главный врач Рязанского Дома ребенка Елена Евгеньевна Шатская. – Одни вовсю стараются поскорее забрать своего малыша домой, другие радуются, что о нем заботится государство и не надо тратить на собственного ребенка время и деньги.

По поводу детей с особенностями развития: специалисты Дома ребенка также оказывают всестороннюю помощь семьям, которые не собираются отказываться от своего малыша. Психологи и педагоги, физиотерапевты и медсестры помогут малышу развиваться «как все», чтобы впоследствии иметь возможность учиться «как все» и жить «как все» в меру своего заболевания. А главное – родители и дети получают возможность общения, ведь обособленное существование семьи с особенным ребенком только «загоняет» проблему вглубь этой «ячейки общества».

Вот так развенчиваются мифы о том, что «государство совсем не помогает» тем, у кого не слишком завидное социальное положение в обществе. Стоит поговорить еще об одном то ли заблуждении, то ли намеренном самообмане: «Стоит только обратиться в органы социальной помощи со своей проблемой, как они тут же отберут ребенка!». Тогда зачем задействовать целые команды профессионалов, которые помогают родителям выйти из тупиковых ситуаций и не допустить сиротства при живых маме с папой? Для чего тратить столько средств, за счет которых ремонтируются крыши домов в отдаленных районах, проживают во временных гостиницах будущие мамы, пользуясь бесплатно услугами юристов? По какому поводу все эти бесплатные памперсы-коляски-игрушки?

Согласно официальным данным, полученным из Сектора охраны прав детства (Управление образования и молодежной политики Рязанской области), в настоящее время на территории города Рязани проживают 843 ребенка, относящихся к категории детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является 247 человек. Много это, или мало – 247 детей, которые растут под присмотром замечательных, чутких, но чужих взрослых? Можно ли сделать так, чтоб их ряды не пополнялись? Вполне, нужно только захотеть. 

Екатерина Вулих

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ