Детей, страдающих аутизмом, нужно ежедневно привлекать к интересным, но достаточно сложным видам деятельности. Стоит ли ожидать, что такие дети везде смогут успешно проявить себя? Конечно, нет. Но существует целый ряд игр и занятий, в которых дети-аутисты с удовольствием примут участие.
Поэтому прежде чем планировать обучающую и игровую деятельность, хорошо продумайте следующие моменты:
• Участники - Кто еще участвует в этой деятельности? Весь класс, несколько учеников или только один ребенок? Если вы собираетесь задействовать в игре или занятии нескольких детей, тщательно продумайте, кого именно выбрать. Очень важно, чтобы ребенок-аутист оказался в окружении чутких и внимательных детей.
Контролируйте поведение всех участников группы, и особенно внимательно следите за теми из них, кто может повести себя грубо по отношению к ребенку, страдающему аутизмом.
• Уровень деятельности – Каковы характерные особенности деятельности, в которой будет участвовать ребенок? Обладает ли он достаточной координацией для этого вида деятельности? Как он будет смотреться на фоне других детей? Есть ли у него необходимые навыки для такого вида деятельности? Была ли у ребенка возможность приобрести эти навыки?
• Возможные трудности - Какие трудности могут возникнуть в ходе этой деятельности? Сопряжена ли данная деятельность с повышенным уровнем шума? Чрезмерный шум плохо переносится детьми, страдающими аутизмом. Планируя занятия, подумайте, не станет ли их интенсивность причиной расстройства для ребенка с аутизмом, не приведет ли она к стрессу? Предполагают ли эти игры и занятия физические контакты между детьми? Здесь следует соблюдать особую осторожность, поскольку аутисты склонны избегать тактильных контактов.
Игры для детей, страдающих аутизмом, должны быть интересными. Главное, чтобы они не становились причиной расстройств, иначе положительного эффекта не будет.
Выбор деятельности для детей-аутистов
Выбирая вид деятельности для ребенка, страдающего аутизмом, важно принимать во внимание его склонности, интересы и возможности.
• Игры – Дети любят игры, в ходе которых активизируется сенсорное восприятие. Именно такой является игра «Прятки с игрушками». Расскажите детям, как выглядит искомый предмет. Они должны найти этот предмет по описанию и сказать, как он называется.
• Стихи и песни – Дети любят ритмичные тексты. Разучите с ними несколько стихотворений или песенок, и повторяйте их каждый день. Во время пения или декламации стихов дети могут подпрыгивать или совершать иные физические движения.
• Спорт – Спорт открывает ребенку совершенно новый мир. Те виды спорта, в которых задействовано много участников, не самый лучший вариант для детей, страдающих аутизмом. А вот гольф, бейсбол или рыбалка могут вызвать у них интерес.
• Искусство – Дети-аутисты нередко находят себя в некоторых видах искусства, например, в театрализованной деятельности, рисовании, пении и музыке. Предоставляйте детям возможность заниматься творчеством как можно чаще.
Важно понимать, что дети, страдающие аутизмом, не всегда четко осознают, что именно им интересно, поэтому вам следует ознакомить их с самыми разными видами деятельности. Когда ребенок поймет, что ему нравится больше всего, он обязательно сообщит вам об этом! Как можно чаще поощряйте ребенка и предоставляйте ему возможность играть и заниматься с другими детьми. Таким образом, он не только узнает много нового, но и научится общаться со сверстниками.
Источник: http://autism.lovetoknow.com/Activities_for_Autistic_Children
Перевод Е.Федоровой