В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и нуждается в мерах социальной защиты. Не будем останавливаться на первых двух критериях, а попробуем акцентировать внимание на третьем - мерах социальной реабилитации.
Социальная реабилитация инвалидов регламентируется многочисленными законодательными актами, которые не всегда и не везде работают с максимальной эффективностью, но об одном из них, регламентирующим мероприятия по индивидуальной реабилитации инвалида, стоить разобраться более подробно.
При определении понятия медико-социальной экспертизы в статье 7 Федерального закона № 181-Ф3 говорится: «Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию...». Т.е. при проведении медико-социальной экспертизы необходимо не только определить характер и степень повреждения, но в первую очередь необходимо определить индивидуальные потребности инвалидов в разных видах и объемах реабилитационных мероприятий и других социальных услугах с целью восстановления физического, психологического и социального благополучия. Эти потребности должны быть объективно отражены для каждого конкретного человека и запротоколированы в отдельном особом документе, предназначенном для персонального учета - ИПР инвалида, которая разрабатывается в ходе медико-социальной экспертизы и выполняет роль организационно-методического документа для определения и реализации реабилитационных мероприятий. Статья 11 Федерального закона № 181-ФЗ дается определение ИПР: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности». Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе заключается в следующем: «....восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности».
Приказ Минздравсоцразвития России от 29.11.04 № 287 утвердил форму ИПР, которая содержит:
▪ паспортную часть с указанием группы и причины инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности;
▪ программу медицинской реабилитации;
▪ программу профессиональной реабилитации;
▪ программу социальной реабилитации;
▪ программу психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет);
ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.
ИПР инвалида должна содержать реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), а также реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с федеральным перечнем № 2347-р, за счет средств федерального бюджета осуществляются основные реабилитационные мероприятия: восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, профессиональная ориентация профессиональное обучение и переобучение, обеспечение техническими средствами реабилитации, предоставление услуг по ремонту технических средств реабилитации, содержанию и ветеринарному обслуживанию собак-проводников, услуг по сурдопереводу. Если необходимые для инвалида реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, не входят в вышеуказанный перечень, то они предоставляются инвалидам учреждениями и организациями, находящимся в ведении органов исполнительной власти финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Это оговаривается в статье 11 Федерального закона № 181-ФЗ: « если технические средства реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости ТСР, услуги...». В соответствии с Письмом Минздравсоцразвития России от 20.04.2000г., компенсация ТСР не должна превышать их стоимость, изготовленных или предоставленных в организациях, отобранных уполномоченным органом (ФСС) на конкурсной основе. Но с другой стороны, объем реабилитационных мероприятий в ИПР не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду. Таким образом, в финансировании ИПР могут быть использованы несколько источников:
▪ федеральный бюджет (ст. 10 закона № 181-ФЗ);
▪ региональный бюджет;
▪ финансирование самим инвалидом, его семьей, родственниками;
▪ другими лицами (спонсорами) или организациями.
Правовая неразбериха приводит к тому, что многие инвалиды плохо знакомы с положениями законодательства об ИПР, а некоторые из них вообще не слышали о подобной программе, а ведь ИПР инвалида является обязательной для исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от форм собственности. Руководители предприятий, учреждений, организаций, не выполняющие мероприятия, определенные в ИПР, несут ответственность в соответствии с положениями статей 16, 21, 22, 24, 32 федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ и другими законодательными актами РФ.