Архив:

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (ЦЛП) создан в 1993 году совместно Администрацией города Пскова и Евангелической церковной общиной города Вассенберга, Германия, по инициативе пастора общины Вассенберга Клауса Эберля и группы родителей детей-инвалидов г. Пскова. ЦЛП начал работу 3 сентября 1993 года.

Цель создания Центра:

  • оказание специальной педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями, ранее считавшимися «необучаемыми» и их включение в образовательное пространство России;
  • помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
  • профилактика социального сиротства.

Учащиеся

Центр посещают 40 детей в возрасте от 6 до 18 лет и четверо молодых людей (отделение учебного проживания) - до 25 лет. Вследствие органического поражения ЦНС все учащиеся имеют тяжелые и множественные нарушения развития: тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушениями умственного развития и/или расстройства аутистического спектра, сенсорные нарушения. До открытия ЦЛП такие дети считались «необучаемыми». За 15 лет работы Центр выпустил 60 человек. Большинство из них обеспечены занятостью в Производственно-интеграционных мастерских для инвалидов г. Пскова.

Виды деятельности:

  • обучение и воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями,
  • разработка и реализация интеграционных проектов, распространение информации о людях с особыми потребностями с целью формирования общественного мнения относительно инвалидов как людей, имеющих равные права с другими людьми, но нуждающихся в особой, индивидуальной помощи,
  • консультации родителей по педагогическим, психологическим, терапевтическим, правовым вопросам оказания помощи детям и подросткам с инвалидностью.
  • организация и проведение научно-методических конференций и семинаров по проблемам обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями,
  • организация стажировок педагогов и других специалистов, практики студентов педагогических вузов России и других стран с целью распространение опыта.

Цель обучения

Обучение в ЦЛП нацелено на социальную интеграцию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, их самореализацию. Дети учатся жить в обществе, чувствовать себя равными с другими людьми, выполнять доступные социальные роли, реализовывать свои человеческие права и обязанности

Основные направления обучения:

  • формирование представлений о себе,
  • формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения,
  • формирование представлений об окружающем мире и ориентировки в нем,
  • развитие способности ориентироваться в социальных отношениях,
  • обучение предметно-практической, игровой и доступной трудовой деятельности.

Формирование представлений о себе включает: соотнесение ребёнком себя со своим именем; познание собственного тела и распознавание своих психофизических ощущений; получение представлений о своей внешности; выделение по принадлежности: «моё» и «не моё» (место, класс, одежда, игрушка и др.); выражение своих интересов, предпочтений; сообщение общих сведений о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства и др.

Формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения осуществляется в ходе обучения решению постоянно возникающих жизненных задач, связанных с удовлетворением первоочередных потребностей. Содержание обучения предполагает формирование следующих умений: сообщать о своих потребностях; выполнять действия, направленные на их удовлетворение; соблюдать гигиенические нормы, содержать в чистоте окружающее пространство; соблюдать элементарные правила безопасности жизнедеятельности.

Формирование представлений об окружающем мире должно обеспечить развитие ориентации в ближайшем окружении, представлений об окружающей социальной и природной действительности, ориентации во времени.

Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений происходит в процессе целенаправленного формирования умения вступать в контакт и поддерживать его по определенной схеме коммуникации (используя невербальные и вербальные формы, технические средства), соблюдать общепринятые правила общения.

Обучение предметно-практической, игровой и доступной трудовой деятельности направлен на формирование следующих умений и навыков: захватывать и удерживать предметы в руках; различать предметы по их внешним и функциональным свойствам; пользоваться предметами, в том числе доступными инструментами, по их назначению; достигать результата в деятельности путем последовательного выполнения определенных действий, руководствуясь расположенными в определенной последовательности предметами, фотографиями, пиктограммами, словами и др.; выполнять отдельные операции, участвуя в коллективной работе; соблюдать меры безопасности при самостоятельной работе; оценивать полученный результат, адекватно относиться к положительной и отрицательной оценке деятельности и ее результата.

Работники учреждения

Специалисты, работающие с детьми:

  • учителя - 11, воспитатели - 3, мл. воспитатели - 4, педагог-организатор - 1, учителя-логопеды - 2, социальные педагоги - 3, педагог-психолог - 1
  • Технический персонал: 13
  • Административный персонал: 3

Организация обучения

Обучение происходит ежедневно. Каждое утро детей собирают три школьных автобуса в различных районах города и к 8.30 привозят в Центр, где до 15.00 с ними проводятся групповые и индивидуальные занятия по предметно-практической деятельности, изобразительному творчеству, коммуникации, музыке, физическому развитию, самообслуживанию, трудовой подготовке и др. На основе индивидуальных программ обучения с детьми работают специальные педагоги, логопеды, специалисты АФК/ЛФК, воспитатели.

Ступени обучения

Процесс обучения осуществляется на четырех возрастных ступенях.

Первая (младшая) ступень.

Приоритетным на этой ступени является формирование готовности детей с тяжёлыми и множественными нарушениями к учебной деятельности. Основные задачи: создание эмоционально комфортных условий для пребывания детей в учреждении; развитие интереса к окружающему миру, предметно-практической деятельности и общению с детьми и взрослыми; формирование базовых навыков самообслуживания, общения и социального поведения на основе доверительного отношения между педагогом и ребёнком.

На младшей ступени в качестве школьного компонента содержания образования вводятся индивидуальные занятия с педагогом, способствующие скорейшей адаптации ребенка к условиям обучения в классе, а также коррекционно-развивающие занятия с другими специалистами.

Вторая (средняя) ступень.

Акцент в работе делается на формирование социально значимых навыков и умений, их применение в доступной деятельности. Работа в этой части осуществляется в рамках пяти направлений обучения.

На средней ступени в качестве школьного компонента содержания образования проводятся индивидуальные занятия с различными специалистами, способствующие успешному формированию социально значимых навыков обучающегося, развитию его коммуникации и самостоятельности.

Третья (старшая) ступень.

Обучение на данной ступени направлено на решение задач социальной интеграции.

На этом этапе также продолжается работа в рамках заявленных направлений, но акцент в обучении смещается на применение уже сформированных навыков для решения повседневных жизненных задач, например: развитие вербального и невербального общения с окружающими людьми в процессе бытовой, трудовой, досуговой деятельности; выполнение доступных социальных ролей с соблюдением этически приемлемых норм поведения; полезное участие в работе (полив растений, уборка территории, упаковка изделий и др.). Одной из важнейших задач обучения на данной ступени является планирование своей деятельности.

На старшей ступени в качестве школьного компонента содержания образования проводятся индивидуальные занятия с различными специалистами, способствующие успешному использованию сформированных социально значимых навыков обучающегося в повседневной жизни.

Четвертая (трудовая) ступень.

На данной ступени происходит подготовка молодых людей к взрослой жизни в обществе. Приоритет отдается профессионально ориентированному трудовому обучению. С этой целью в ЦЛП организовано обучение по следующим профилям: деревообработка, растениеводство, печатное дело, художественное прикладное творчество, шитье и др.

Подростки учатся работать длительное время, выполнять порученную работу качественно и доводить начатое дело до конца. Обучение трудовой деятельности детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития проводится с учётом перспективы их будущей занятости в специализированных мастерских для инвалидов или в других организациях, где созданы специальные рабочие места для инвалидов.

Кроме трудовой подготовки на четвертой ступени происходит углубленное обучение бытовой и социально-коммуникативной деятельности.

На каждой ступени сформировано по 2 класса с наполняемостью до 5 учащихся в каждом.

В Учреждении действует структурное подразделение «Отделение учебного проживания», которое в соответствии с принципом нормализации жизни инвалидов осуществляет подготовку молодых людей с тяжелыми нарушениями развития к самостоятельной жизни в обществе в условиях учебной квартиры. Содержание обучения определяется тремя направлениями: бытовая деятельность; социально-коммуникативная деятельность; досуговая деятельность.

В данное отделение принимаются лица от 18 до 25 лет, чья занятость в дневное время обеспечивается другими учреждениями. Прием происходит на основании личного желания молодых людей, заявления об участии в учебном проживании и договора, заключенного между ЦЛП и родителями (законными представителями), который регулирует условия учебного проживания.

Обучение в ОУП происходит курсами. Длительность одного курса учебного проживания не может превышать 6 месяцев.

Расписание учебного дня

Организация жизни и деятельности детей в течение дня строится следующим образом. Учебный день делится на пять периодов. Первый период длится с 8.30 до 9.45. В это время педагоги встречают детей у автобуса, помогают им зайти в здание ЦЛП, найти свой класс, раздевают или помогают детям раздеться, вместе с ними готовятся к занятию.

Первое занятие в классе включает в себя утренний круг, на котором все дети и взрослые приветствуют друг друга и планируют предстоящий день. Вторую часть утреннего группового занятия проводит один учитель-дефектолог и, при необходимости, воспитатель. Второй учитель и второй воспитатель проводят в это время индивидуальную работу с детьми. Параллельно с ними проводят индивидуальные занятия специалисты ЛФК и логопед.

Второй период длится с 9.45 до 11.00 и включает в себя подготовку к завтраку, завтрак и организацию отдыха после приёма пищи. Готовясь к завтраку, дети учатся доставать принесенные из дома завтраки, накрывать на стол. В процессе приема пищи учителя и воспитатели формируют у детей навыки аккуратного приема пищи и обращения со столовыми приборами. После завтрака дети вместе с воспитателями убирают посуду со столов, моют столы и стулья, относят посуду на кухню. Во время отдыха (10.30 - 11.00) педагоги учат воспитанников организовывать свое свободное время.

В третий период (с 11.00 до 12.30) проходят индивидуальные и групповые занятия согласно составленному расписанию. В групповых занятиях могут участвовать дети как одного класса, так и дети, собранные в одну группу из разных классов.

В следующий период с 12.30 до 13.45 дети готовятся к обеду, обедают, убирают со столов после приема пищи. Процесс построен аналогично второму периоду.

Пятый период начинается в 13.45 и заканчивается около 15.00. Это время заполняется индивидуальной работой с детьми, физкультурными занятиями в малой группе, прогулками и заканчивается «прощальным кругом», когда дети и взрослые подводят итоги дня и прощаются друг с другом. Готовя детей к отъезду домой, учителя и воспитатели одевают и учат детей одеваться самостоятельно, взрослые, сопровождающие в пути детей, помогают им сесть в автобус. В 15.00 дети на школьных автобусах отправляются домой.

Сотрудничество с семьями учащихся

Все, что делается в Центре, в обязательном порядке должно иметь продолжение в семье. Только тогда можно рассчитывать на позитивные изменения в развитии ребенка, поэтому важнейшей задачей является организация сотрудничества специалистов ЦЛП с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. С этой целью специалисты активно взаимодействуют с родителями учащихся Центра. Сотрудничество с семьей учащихся включает в себя:

  • проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по вопросам комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями развития;
  • проведение индивидуальных консультаций в ЦЛП и на дому;
  • проведение тематических семинаров для семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития;
  • сопровождение семьи в решении правовых вопросов;
  • поддержка семейного отдыха и деятельности родительского клуба;
  • поддержка общественных организаций родителей детей-инвалидов.

Международные связи

Евангелическая церковная община Вассенберг (Германия) - основатель и попечитель Центра. До 2007 года несла все основные расходы по содержанию ЦЛП. За 15 лет существования Центра сумма расходов общины на деятельность ЦЛП составила около 150 млн. рублей.

Школа «Рурталь» - партнер ЦЛП с 1993 года. Осуществляет подготовку персонала ЦЛП (стажировки в Германии, семинары в Пскове), обмен учащимися, помощь в оборудовании Центра и др.

Международная гуманитарная организация «Андикап Энтернасиональ». В сотрудничестве с российскими партнерами из Владимира, Москвы, Нижнего Новгорода реализуются проекты, направленные на развитие поддержки людей с тяжелыми нарушениями в России.

Информация для контакта:

Адрес: 180002, Псков, ул. Яна Райниса 56
Телефон: (8112) 740767, тел./факс: (8112)748333
Эл. почта: clp-pskov@yandex.ru

Web-site: временно не работает (в процессе реконструкции)

Директор: Андрей Михайлович Царёв
Зам. директора: Светлана Владимировна Андреева

Источник: obrazovanie.perspektiva-inva.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ