Архив:

Сергей Колосков: "Как правило, детские дома-интернаты для инвалидов закрыты для общественного контроля"

По данным Росстата, на 2009 год в 148 интернатах для детей-инвалидов проживали 22,3 тысячи несовершеннолетних. О положении детей в этих социальных учреждениях корреспонденту Агентства социальной информации рассказал президент Общества "Даун Синдром" Сергей Колосков.

- В детские дома-интернаты для инвалидов (ДДИ), находящиеся в ведении органов соцзащиты населения субъектов РФ, попадают несовершеннолетние, которым ставят умеренную, тяжелую или глубокую степени умственной отсталости, а также легкую умственную отсталость в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата или поведения (детей с указанными выше диагнозами помещают только в ДДИ). Нередко сюда переводят сирот из коррекционных интернатов Минобрнауки РФ, если они не осваивают образовательную программу или... за плохое поведение. По нашим наблюдениям, до 25% воспитанников ДДИ относятся к последней категории.

Сюда помещаются как сироты (почти у всех есть родители, лишенные родительских прав), так и "домашние" дети. Родители отдают последних из-за невозможности работать - они буквально "прикованы" к детям. Ведь их не принимают в детский сад и школу, в том числе коррекционные. Кроме того, родители не в состоянии ежедневно доставлять ребенка в коррекционное образовательное учреждение, которое может быть далеко расположео от их места жительства, в том числе в другом городе или поселке.

Нарушения прав несовершеннолетних в детских домах-интернатах для инвалидов носят массовый характер. В большинстве случаев их помещение в ДДИ приводит к пожизненной изоляции от общества. По наступлении 18 лет без судебного решения молодых людей переводят в ПНИ (психо-неврологические интернаты для взрослых), где они остаются до конца жизни. Распространены случаи, когда воспитанники ДДИ подвергаются психиатрическому лечению в дисциплинарных целях - в качестве наказания. В то же время есть дети, которым психиатрическое лечение необходимо.

Большинство находящихся в этих учреждениях несовершеннолетних в нарушение ст. 43 Конституции РФ не получают образования. Более подробную информацию об этих и других нарушениях можно найти в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ "О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ" (2005 год), выступлениях детского федерального омбудсмена, Рекомендациях Комитета ООН по правам ребенка РФ (1999 год) в связи с рассмотрением II Периодического доклада РФ о соблюдении Конвенции о правах ребенка, докладах международных правозащитных организаций Human Rights Watch и Amnesty International.

- Изменилась ли как-то ситуация за последние годы?

- НКО, в частности, Общество "Даун Синдром", Центр лечебной педагогики, Региональная общественная организация "Право ребенка" и др. с начала 90-х годов XX века проводили кампании в защиту прав воспитанников ДДИ. В результате в 2003 году были отменены нормативные акты, действовавшие еще в СССР и касающиеся ограничений на воспитание и обучение так называемых "необучаемых" детей. В них речь шла о том, что детям, которые были признаны необучаемыми, воспитатели не полагаются - только санитарки. В 2007 году вышло совместное письмо Минздравсоцразвития и Минобрнауки, регламентирующее порядок получения образования воспитанниками домов-интернатов для детей-инвалидов. Субъектам Федерации были разъяснены положения закона "Об образовании в РФ" и Конституции РФ: все дети школьного возраста, проживающие в ДДИ, должны быть зачислены в коррекционные школы. Однако до сих пор большинство из них в школу не ходят. Так, в 2010 году из 1 тыс. юных петербуржцев в школы было зачислено чуть более 300. При этом обучение было организовано в интернате. И время, которое отводилось на уроки, составляло восемь часов в неделю, а не установленные нормативами четыре-шесть часов в день.

В 2011 году Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил сократить численность воспитанников детских домов-интернатов до 15-20 человек, что должно существенно улучшить условия их жизни. Сейчас она варьируется от 150 до 500 человек. В таких условиях дети не получают не только образования, но и адекватного ухода.

- Существует ли общественный контроль в таких организациях?

- Как правило, ДДИ закрыты для общественного контроля. Общественные организации также испытывают трудности в работе с их администрацией. Основная задача НКО сводится к непосредственной работе с детьми (уход, обучающие занятия, прогулки). Часто нужен элементарный уход за ребенком (помыть, одеть, накормить), так как персонала не достаточно. Особенно важно, что волонтеры дают детям душевное тепло и внимание - это необходимо для развития личности. По международным рекомендациям для развития детей в интернатных учреждениях должно постоянно присутствовать два воспитателя на пять воспитанников. В российских ДДИ сегодня иная картина: один воспитатель на 10-18 детей.

Когда волонтеры начинают заниматься еще и общественным контролем, их пребывание в ДДИ может быть прекращено по требованию администрации учреждения. Так, в Павловском интернате под Петербургом руководство интерната препятствовало работе НКО "Перспективы" и "Подорожник".

- Как Вы оцениваете случай, произошедший с воспитанником Павловского интерната, а также кадровые перестановки в учреждении? Ведь новым заместителем директора стал глава НКО "Подорожник".

- Случай с Ильей, безусловно, вопиющий. Однако позитивное решение данной проблемы - пример эффективной работы НКО. Общественный резонанс и кадровые перестановки в интернате - заслуга, прежде всего, "Перспективы" и "Подорожника". Они были поддержаны Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым, Уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным, членом Общественной палаты РФ Борисом Альтшулером. Пребывание волонтеров в таких учреждениях необходимо для контроля за соблюдением прав детей-инвалидов.

- Кто должен решать, можно ли пускать общественную организацию в ДДИ? Каковы критерии отбора волонтеров?

- Добросовестная администрация заинтересована в присутствии волонтеров: их работа с детьми расширяет сильно ограниченный социальный опыт детей, способствует решению задач, которые учреждение, как правило, не может решить самостоятельно (уход за детьми, развивающие занятия и др.). Случайные люди в такие организации не идут. А их руководство ответственно относится к отбору и обучению волонтеров. Одно из основных универсальных требований - отсутствие сведений в органах внутренних дел о правонарушениях среди волонтеров. Однако НКО могут устанавливать свои критерии отбора.

Критерии отбора общественных контролеров содержатся в проекте ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав детей, находящихся в стационарных учреждениях", разработанном в 2010 году при участии Общественной палаты РФ и аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ. В частности, предлагается, чтобы их кандидатуры выдвигались НКО и утверждались Общественной палатой РФ. Но закон пока не внесен в Госдуму РФ.

- Нужны ли вообще детские дома-интернаты для детей с умственной отсталостью?

- Это устаревшая форма устройства детей-инвалидов с ментальными нарушениями, не соответствующая международной практике и Конвенции ООН о правах инвалидов. Необходимо остановить или уменьшить их приток в эти социальные учреждения. Дети должны получить возможность вернуться в семьи (если они есть) либо быть устроены в патронатные/приемные семьи. Для этого государство должно создать такие условия для родителей (опекунов и др.), при которых они могли бы вести максимально обычный - как родители здоровых детей - образ жизни. В частности, иметь реальный доступ в детские сады и школы. Необходимо ввести услугу социального такси или школьного автобуса для транспортировки ребенка до места учебы. Также важен "отпуск для родителей": когда они отдают ребенка на несколько дней, неделю в другую семью, пребывание в которой оплачивается государством, а сами отдыхают.

При отсутствии возможности устройства ребенка с умственной отсталостью в семью необходимо направлять е го в ДДИ семейного типа. Однако все это требует изменения законодательства (Семейный и Гражданский кодексы РФ, законы "Об опеке и попечительстве", "Об образовании в РФ", "О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов", "Об основах социального обслуживания", "Об основных гарантиях прав ребенка" и др.).

Источник: asi.org.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ