Общество Иван Бондаренко

За отказ в обслуживании - штраф

Роспотребнадзор предлагает штрафовать за отказ в обслуживании людей с инвалидностью

Роспотребнадзор выступил с инициативой об установлении административной ответственности за создание препятствий при покупке товаров и услуг людям с инвалидностью, детям, пенсионерам, сообщают «Известия». Поводом для этого стал скандал с сестрой Натальи Водяновой в 2015 году, когда девочку с инвалидностью и ее няню выгнали из кафе.

Стратегия работы с социально уязвимыми слоями населения - людьми с инвалидностью, детьми и пенсионерами была представлена в докладе Госсовета «О национальной системе защиты прав потребителей». Роспотребнадзор в этом докладе предложил установить административную ответственность «за воспрепятствование в приобретении товаров, работ, услуг представителями социально уязвимых слоев населения». При этом за совершение таких действий публично, в присутствии третьих лиц, не являющихся родственниками или сопровождающими человека с инвалидностью, ребенка или пожилого человека, предлагалось применять повышенный размер наказания.

В Роспотребнадзоре отметили, что в настоящий момент речь пока что идет лишь о концептуальном предложении и конкретные поправки в Кодекс об административных правонарушениях еще не сформулированы, но они необходимы, считают многие эксперты в сфере защиты прав потребителей.

Хотя некоторые юристы и оспаривают необходимость таких изменений. Они мотивируют это тем, что выделение специальных категорий потребителей, за нарушение прав которых следует вводить дополнительные штрафы, нецелесообразно. По их мнению, потребителем является любое лицо, пользующееся товарами, услугами и работами, он всегда слабая сторона и нуждается в защите закона. И такие законы есть, к примеру, ст. 12 «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)» и ст. 14 «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) Кодекса об административных нарушениях РФ. Так, согласно ст. 14.7 КоАПа, подобные действия могут караться штрафами для юридических лиц до 500 тыс. рублей. Многие юристы считают более рациональным ужесточение уже имеющейся ответственности за нарушение прав потребителей.

Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ поддерживает инициативу Роспотребнадзора. «Право находиться в кафе, войти в магазин у обычного человека никем не оспаривается, не ставится под сомнение, но человека с особенностями могут выгнать из кафе из-за этих особенностей, - это следует наказывать. Вводить санкции по отношению к хозяйствующим субъектам нужно, чтобы они не нарушали права граждан, которые в принципе понятны всем», - говорит Шелищ.

Dislife.ru получил комментарий члена Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Екатерины Курбангалеевой:

Понятно, почему такая инициатива возникла: было несколько вопиющих случаев, когда инвалиды чувствовали себя униженными. Это и история с сестрой Натальи Водяновой, и происшествие с отсутствием спецтрапа для спортсменов-паралимпийцев. Конечно, надо что-то делать. Хорошо, что такие случаи вызывают вполне, на мой взгляд, здоровую реакцию нашего общества – чувство негодования и стремления поддержать.

Но я не сторонник запретительных мер. Это слишком простое решение, которое, как все подобные решения, не всегда имеет положительные последствия. Все это укладывается в типично бюрократическую реакцию: есть проблема – надо решить. Как? Запретом, штрафом, наказанием. И галочку поставить: отреагировали, приняли меры. Но если их и применять, то сочетать с поддерживающими мерами.

Ведь часто проблема в том, что нет соответствующей инфраструктуры, как в случае с трапом у региональных авиакомпаний, а также спецоборудования или специально обученного персонала. Ведь может государство как-то расходы на эту инфраструктуру или спецоборудование субсидировать, а для персонала организовать бесплатное обучение.

Конечно, зачастую проблема заключается в том, что само отношение общества к инвалидам весьма нетерпимое, жестокое, как в случае с сестрой Водяновой. Но ценностные ориентиры штрафами не изменишь. Намного эффективнее общественное порицание с «черными метками» типа «non-friendly disabled» на сайтах и аккаунтах заведений, отказавшихся обслуживать социально уязвимых.

Моя позиция – необходим комплекс мер и система их реализации, а не обрывочные действия, вызванные простейшей реакцией «стимул – реакция.

Ранее мы сообщали, что девушку в инвалидной коляске не пропустили в бар в Красноярске, мотивировав отказ заботой о ее безопасности. Анастасию Бойко, которая передвигается в инвалидной коляске, не пропустили в бар Harley's в Красноярске. Охрана объяснила это тем, что инвалиду-колясочнику будет небезопасно находиться там.

Мы также писали о том, что группу незрячих людей с собакой-поводырем отказались обслуживать в новосибирских кафе сети «Шашлыкофф». В одном кафе заявили, что не пустят таких посетителей, тем более с собакой. В двух других незрячих посетителей впустить согласились, но только без собаки.