Сообщение zazerkalia » Пт янв 24, 2020 12:17 pm

Привлечение к работе над созданием безбарьерной среды Красноярска экспертов – общественников уже даёт свой положительный эффект. Но для одного из членов рабочей группы администрации города Красноярска по обеспечению доступности маломобильных категорий граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры экспертиза - это его повседневная работа. Евгений Шмаков профессиональный эксперт. Об особенностях этой работы он рассказал читателям.
-Выросли Вы тут, в Красноярске? В каком районе? Какая часть города формировала Вас, как горожанина? Родители тоже строители?
- Я родился и вырос в нашем городе, в Красноярске, родные районы - ТЮЗ и Затон. Родители не имели отношение к строительству или проектированию. Впрочем, у меня есть родственники, которые связаны с зодчеством. Когда учился в школе, планировал поступать в другой институт, но игра случая … в 1994 году поступил в Красноярский инженерно-строительный институт, а в 2002 году закончил Красноярскую архитектурно-строительную академию, где довелось учиться у Зои Полежаевой, Бориса Мусата, Георгия Куземы, Виктора Сачивко, Сергея Геращенко и других преподавателей. К сожалению, многих из них уже нет в живых.
- Когда и почему решили, что градостроение – это ваше?
- Наверное, после того, как смог увидеть и почувствовать результат своей работы, особенно, когда нужно было придумать решение в сложных условиях. В свое время был участником рабочей группы по проектированию многофункционального комплекса, подобных которому в Красноярске на тот момент ещё не было. Сейчас, бывая в нём, вижу те детали, для которых придумывали варианты решений и которые были воплощены, и время показало их жизнеспособность.
-Как Вы, Евгений Анатаольевичй, пришли к экспертизе? Что думаете по поводу того, кто эксперт из общественников, кто не эксперт?
- Постепенно, с появлением практического опыта и знаний. Мои коллеги-архитекторы могут согласиться, что очень мало универсальных архитекторов, которые в одиночку могут разработать всё; эскиз и концепт архитектурной идеи, разработать по ней проектную и рабочую документацию, выполнить все виды расчетов для обоснования идеи, проработать элементы и детали, воплотить архитектурную идею в реальность! Поэтому сложилась определенная практика – работа в группе. В ней каждый специалист отлично разбирается в каких-то конкретных сферах проектно-строительной практики. А в целом такая команда способна охватить все моменты проектирования и воплощения архитектурной идеи.
Началом моей профессиональной деятельности была проектно-образовательная студия у Алексея Мякоты. Он-то и смог объяснить мне то, что нормативное законодательство при архитектурном проектировании можно хорошо понимать через эргономику человека или пространства. Потом были и иные проектные и строительные компании, где я занимался, разработкой и проверкой проектной и рабочей документации, выполнял расчеты, прорабатывал детали, осуществлял технический и авторский надзор. А с 2012 года, пройдя аттестацию эксперта в Минстрое РФ, я работаю в сфере проектной экспертизы.
Со временем появилась потребность в понимании сути тех или иных нормативных требований. Я искал лекции, семинары и курсы с участниками разработок нормативно-правового законодательства. На них я мог участвовать в обсуждении тех или иных строительных предписаний, понять причины их появления. Не раз доводилось участвовать в общественных обсуждениях изменений нормативно-правового законодательства. Для этого глубоко изучал не только строительное законодательство, опыт и практику РФ, но и анализировать мировой опыт создания условий безбарьерной среды. Как результат - работа с федеральными экспертами и специалистами, и моё включение в авторский коллектив нового ГОСТа России. В июле 2019 года в качестве приглашенного эксперта участвовал в работе Байкальского инклюзивного форума «Универсальная доступность». Что до вопроса «кто, эксперт, а кто не эксперт?» В первую очередь эксперт тот, кто, имея опыт и навыки, может аргументировать свое видение и свои предложения с учетом действующего нормативно-правового законодательства с разных точек зрения, а не только с точки зрения своих возможностей и потребностей. Этого же требует и федеральное законодательство.
- Что необходимо знать общественному эксперту и можно ли освоить строительные нормы в части безбарьерной среды с помощью Интернета?
- Любому эксперту необходимо не только знать, но и понимать как правовое, так и нормативное законодательство. На краткосрочных курсах и семинарах невозможно получить глубокие знания в этой сфере. С помощью Интернет, конечно же, можно ознакомиться с основами строительных правил. Но, для того, чтобы это связать в единое целое, необходимо не только иметь различные знания в области строительного законодательства, но ещё иметь и практический опыт и навыки. К примеру, законодатель определил шесть зон объекта, которые должны быть доступны для людей с инвалидностью, часть из них должны быть исполнены обязательны, некоторые – частично, в зависимости от функциональных особенностей. И каждую зону можно оценить по четырем критериям повышения качества архитектурной среды: доступность, безопасность, информативность, комфортность. Часто, читая комментарии или замечания, можно увидеть то, что определение и требования одного критерия присоединяются к другому критерию, смешивая их между собой.
- Много ли строительных «косяков» за годы работы в рабочей группе удалось выявить? Все ли огрехи удалось исправить?
- Членом рабочей группы по обеспечению безбарьерной городской среды при администрации города Красноярска я являюсь с весны 2017 года. За этот период времени были проверены многие объекты дорожно-пешеходной сети, объекты социальной инфраструктуры и так далее. Ошибок и непонимания нормативных требований было довольно много. Что-то удалось исправить, что-то нет, часть ошибок стали системными. Накоплен опыт в систематизации требований к определенным объектам с учетом их функционального назначения. А уж будет ли он использован - время покажет.
[url]- Обычные горожане, а то и представители власти, порой, находятся в плену стереотипных представлений о городских пространствах. Один из распространённых стереотипов, как раз в том и состоит, что если сделан пандус ко входу, то значит и безбарьерный доступ «маломобильным» обеспечен! Люди, порой, не представляют себе того, что есть более простые, более дешёвые конструкции пандусов?[/url]
- Бытует мнение, что создание условий безбарьерной среды это дорого и нужно для ограниченного круга лиц. Но это не так, разве тот, кто не имеет проблем с передвижением, не воспользуется пандусом, когда гуляет со спящим ребенком в коляске? Воспользуется. Так можно сказать и про другие элементы безбарьерности.
Занимаясь оценкой формирования условий безбарьерной среды, как в составе рабочей группы, так и при проведении иных экспертиз, часто сталкиваюсь с ситуацией, когда работа выполняется формально, часто – с превышением экономической целесообразности, не создавая равных условий, а создавая дополнительные проблемы в передвижении, в том числе и для самих людей с инвалидностью.
Приведу пример, образовательная организация, имея определенный размер бюджета, строит стационарный пандус, не задумываясь о том, что стоимость аналогичного, но нестационарного пандуса, может быть в 5 – 7 раз меньше и финансовые возможности, которые могли бы быть сэкономлены, могли бы быть потрачены на создания иных условий безбарьерной среды.
Второй пример, разговариваю с представителями бизнеса о создании условий безбарьерной среды. А в ответ – «нам ни чего делать не надо, по рекомендации и согласованию с общественной организацией инвалидов мы купили накладные конструкции на лестничные марши - аппарели, или как говорят «рельсы». Потом, в новостях, показывают, как люди с инвалидностью не могут попасть на данный объект или бояться получить травму при подъеме по конструкции такого рода.
Приведу ешё пример. Финансовая организация, имея в составе наружной входной группы пандус, вместо того, чтобы его адаптировать в соответствии технических регламентов, решает его демонтировать и поставить подъемную платформу, но без учета климатических условий. Позже, по решению суда, где рассмотрел данное решение с разных точек зрения, подъемная платформа была демонтирована и заменена снова на пандус.
Чтобы в городе все строить правильно, необходимо работать с экспертами! Безбарьерная среда не заканчивается на входе или на подходах к учреждению, она продолжается и внутри объекта. Возможность беспрепятственного доступа к объектам и внутри их может стать инструментом для получения дополнительной прибыли и конкурентного преимущества для бизнесменов и хозяйственников.
Записал Сергей Баршай. Фото от Евгения Шмакова.
http://zazerkalia.ucoz.ru
Опубликовано в газете «Городские Новости» (г.Красноярск) за 24 января 2020г.

zazerkalia
 
Сообщения: 52

Сообщение kristina_dobrenko » Вт дек 01, 2020 2:44 pm

Очень правильное мнение, что безбарьерная среда нужна не только колясочникам. И не только мама с детьми. Например, попробуйте представить катание на велосипеде по нашим улицам. А между тем, это экологичный и дешевый транспорт, который у нас, к сожалению, совсем не развит.

kristina_dobrenko
 
Сообщения: 12


Вернуться в Безбарьерное пространство

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей