Модераторский раздел ]

Модераторы: Anonymous, zimorodok

Сообщение zazerkalia » Пт июл 28, 2017 5:56 pm

Ленинград. Блокада. Что значат эти слова для тех, кому сегодня еще 13 или 17?
Для людей, часто испытывающих физическую боль, слово «блокада» может нести особую смысловую нагрузку. Блокады ведь бывают и медикаментозные. Так называют уколы лекарством, блокирующие какие-то негативные явления в организме, боли, к примеру.
В театральной постановке «Пылающий адрес войны. Ленинград» театра-студии «Открытые Сердца» блокаду играли.

Василий Селюков и прежде ставил спектакли инклюзивного театра Открытых Сердец. Сюжет о блокадном Ленинграде предельно прост. Это воспоминания о ленинградской блокаде, которые читает женщина, сумевшая пережить эти страшные 900 дней. Героиня молодая, монологи из времени войны (исполнила Алина Голованова, студентка красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича) и она же в преклонных годах уже в коляске.(Елизавета Шпакова, девушка инвалид-колясочник)

Лизе Шпаковой шестнадцать, но у нее за спиной уже несколько ролей в постановках инклюзивного театра.
- Конечно, я прикидывала события блокады из нашей постановки на себя. Я смотрела много фильмов о Великой отечественной войне. Особенно врезались в память эпизоды о том, как угасал от голода совсем юный ленинградец. В конце того фильма (я не запомнила его названия, сетует девушка) появилась пища, но было слишком поздно, мальчик уже не мог кушать и усваивать продукты. Нам трудно представить этот ужас, когда ты голодна, видишь конфеты, а есть их уже можешь. Я все время работы над ролью пыталась представить себя в тех условиях, что это моя норма инвалида (иждивенца) в 125 граммов черного хлеба!
В полумраке сцены Правобережного ГорДК под лучом прожектора сидит девушка в коляске, загримированная под седовласую старушку-ветерана. На груди медаль. Издалека очень схожа с народной артисткой Лией Ахеджаковой. Неторопливая протяжная речь подчеркивает тяжесть воспоминаний, многолетнюю усталость от них. Дополнительно подчеркивает достоверность происходящего проекция видео хроники улиц Ленинграда 42-го. Руины, редкие прохожие что тащат, везут кого-то на санках.
Пожилая блокадница (Лиза Шпакова) проговаривает: - На следующий день мама получила похоронку на Коленьку. Брата, сына, больше нет…
В этот момент у меня, мужика многое повидавшего и испытавшего на себе, и, как мне самому еще недавно казалось, не знающего слов сентиментальности – на глазах навернулись слезы. Верю, всему происходящему – верю! Ворчание мое от недовольства мелкими историческими неточностями, патетикой, смешанной с наивностью на первых минутах действа имевших место на сцене, куда-то улетучилось. Вместо этого накопилась гордость за наш народ, который сумел преодолеть все. Преодолели тогда, преодолевают теперь – боль, неурядицы, порой обиды. И остаются люди – кремень. Люди, способные найти свою роль, и в колясках, и на сцене, и в жизни!
Алина Голованова играла блокадницу в молодости. И она действительно очень молода, ей нет и восемнадцати.
-Знаете, я думаю, что меня раньше многие могли назвать «тихоня». Не очень легко находила контакт с новыми людьми. Правда, потом это прошло. А тут меня приняли как старую знакомую с первой репетиции. С режиссёром Василием Селюковым мы знакомы давно, он-то и привлек меня к участию в постановке «Пылающий адрес войны. Ленинграда». И я сразу почувствовала то, что в театре-студии Открытых Сердец царит такая атмосфера, что здесь даже молчать уютно! Дополнительно изучать историю Войны особенно мне не потребовалось. У нас в колледже замечательная преподаватель истории Нина Васильевна Трошкова. К тому же я думаю, что в актерском труде знание фактов не основной элемент профессии. Мне кажется, самое главное, найти свое место в спектакле, поймать свою волну. Лично мне в этом помогли стихи Ольги Берггольц блокадного периода, которые я читаю со сцены. Особенно вот этот эпизод:
Ненастный вечер, тихий и холодный.
Мельчайший дождик сыплется впотьмах.
Прямой-прямой пустой Международный
в огромных новых нежилых домах.
Тяжелый свет артиллерийских вспышек
то озаряет контуры колонн,
то статуи, стоящие на крышах,
то барельеф из каменных знамен
и стены — сплошь в пробоинах снарядов...

Эдуард Асадов – поэт фронтовик, вернувшийся с войны полностью ослепшим. Его стихотворные письма с фронта своей матери еще больше усиливали остроту сценического действа.
Были в спектакле и другие постановочные находки от режиссера инклюзивного театра Василия Селюкова.
«За синий платочек стрррочи пулеметчик», – поет Анастасия Пушкарева, исполнившая роль Клавдии Шульженко и тоже сидя в инвалидной коляске, как и Лиза Шпакова.
Суть в том, что девушка звук «р» произносит очень раскатисто. И это, на мой взгляд, оказалось находкой. Словно и впрямь из пулемета очередь слышна!
- Мы репетировали! – не без гордости за сотворенное сообщает руководитель организации родителей детей-инвалидов «Открытые Сердца» Елена Нига, – Видимо, и вправду многое в нашей постановке попало в цель, как очередь пулеметчика во врага, так и запало в сердца зрителей. Как нас приветствовали на премьере «Ленинграда» сами люди, пережившие блокаду. Как благодарили наших ребят и всех участников спектакля, за то, что мы помним их подвиг, и за то, что сами тоже не сдаемся!
Сергей Баршай. Фото подготовил автор.
На фото в середине в очках Алина Голованова, справа в коляске – Елизавета Шпакова. http://zazerkalia.ucoz.ru/photo/?photo=569

zazerkalia
 
Сообщения: 52

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей