Модераторский раздел ]

Модераторы: Anonymous, zimorodok

Сообщение MKalinin » Ср июл 20, 2016 5:56 am

Пример человечности
Невечна человеческая память. Современность целенаправленно забывает многих писателей, творчество которых обладает чертами качества. В тумане забвения находится Александр Шаров, однофамилец широко известного в настоящее время Владимира Шарова. Несмотря на пребывание в тени ныне здравствующего автора, творчество советского деятеля искусства охвачено глубокими вопросами бытия, ответы на которые он и ищет.
Петр Клюев из «Поминок» способен задумываться над тем, что есть человек при жизни и после неё, несмотря на своё, казалось бы, неблагополучие. До ухода из жизни Валентина Григорьевича, соседа Петьки, никому нет дела, даже там, где он проработал много лет. И такая ситуация настолько поражает героя, что он не может её вынести. Смерть молодого человека на похоронах товарища по квартире благостна и чиста. Валентин Григорьевич и Петька оказываются соседями и в загробном мире.
В творчестве Александра Шарова представлена гнетущая атмосфера. И каморка, где живёт Петька, актуализирует такое же напряжённое пространство, какое наблюдается в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. На этом основании видна близость текста советского автора с произведением классика русской литературы XIX века. И Петька в чём-то напоминает Родиона Раскольникова.
Проведение одной ночи рядом с трупом угнетающе воздействует на любого человека, а главный герой был соседом Валентина Григорьевича долгое время. Кроме того, на читателе неблагоприятно отражаются воспоминания молодого героя. Уже поэтика названия воспроизводит минорные звуки. Как явление, поминки обозначают чью-то смерть, которая доставляет людям горе. Поэтому текст изнутри наполняется горем.
Петя, содействуя Анне Григорьевне в организации похорон брата, в отличие от юного доктора математических наук Тулобеева, наполняется человечностью. Так автор говорит, что имеющие проблемы с законом и обделённые вниманием родных и государства люди зачастую живее обеспеченных бытом филистеров. Таким образом, в произведении советского автора в образе Пети Клюева заложена сама жизнь. И этот мотив спорит с заявленным в названии тягостным впечатлением. Не случайно юный герой отдаляет от себя выпивку в знакомой забегаловке и торопится централизовать похороны Валентина Григорьевича.
Гибель соседа отражает воскресение Пети. Этот эпизод переворачивает сознание молодого героя. Четыре дня до похорон Валентина Григорьевича, как следует из текста, он абсолютно счастлив, счастлив именно тем, что принимает деятельное участие в чьей-то судьбе, пусть и на заключительном этапе. Хотя у него и раньше, в колонии, например, проявляются способности к заботе об окружающих. Но это воскресение продолжается всего три дня, на четвёртый герой умирает. Здесь наблюдается тесная перекличка с библейским текстом.
Апеллирующие к Вечной Книге нотки в творчестве советского автора являются оппозицией государственной машине, как противопоставлены ей Анна Григорьевна, цитирующая Евангелие, и Коля Тулобеев, совсем не читавший Библии, но, тем не менее, как следует из повести, непосредственно взаимодействующий с сестрой Валентина Григорьевича. Так в творчестве советского деятеля литературы представлены мысли, что не нужно быть резким даже по отношению к тем, кто тебе враждебен. И Петя в этом плане дополняет Анну Григорьевну.
Житие каждому тексту придаёт исповедальный характер. Изначально оно писалось о святых людях – монахах, отшельниках, – так или иначе заслуживших славу в народе. Таким «странным» человеком был Иисус Христос, поэтому такой жанр неизменно связан с Библией.
В этом ключе показательно «Житие Сергия Радонежского», рассказывающее о чудесах, творимых этим святым, исцелениях, даримых всем людям. Поэтому житие рассказывает о чудесах, воспроизводимых святыми в разное время. Мотив творчества является неотъемлемой частью этого жанра. Чудо позволяет современным людям уверовать в волшебство, которое помогает жить. Поэтому данный жанр оказывается популярным и в настоящее время.
Касаясь военной тематики, Александр Шаров говорит о святости защитников родины. Примечательно, что в повести «Жизнь Василия Курки» изображаются заключительные годы Отечественной войны, и рассказчик начинает с некоего переселения народов. Наступательное движение войск, переходящих границу рейха, актуализирует библейский исход евреев из Аравийской пустыни. Не случайно Василий, чью жизнь описывает автор, вместе с госпиталем оказывается в бывшем гетто. Да и фамилия у него не совсем русская. Так писатель говорит, что еврейский народ – обычные, воюющие с другими нациями против немцев люди. Их нахождение в подвале уподоблено библейскому сорокалетнему обитанию в дюнах. Таким образом творческий человек наполняется жалостью к наиболее пострадавшему от действий фашистов народу. И Курка, спасая девочку, проявляет великодушие.
Несмотря на заключительный этап войны и победное шествие советской армии, художественная картина группирует вокруг себя множество пессимистических деталей, отражающихся в том, что действие происходит в темноте, которая рождает удручающее впечатление; в том, что пространство наполнено убитыми; и в том, наконец, что старик Яков слеп. Наблюдая убийство семьи, он ослеп, разуверившись в праведности мира, не захотев видеть дальнейшие ужасы. Между тем хорошая память и чуткий слух говорят о благих нюансах в его жизни.
Главная идея повести заключается в словах майора Гришина о том, что Курка – мальчик. Автор описывает, какие молодые люди пострадали в жестокой бойне. Так, творчество Александра Шарова в деталях отражает ужасы страшной войны, выпавшей и на его долю в том числе. Сравнивая действующее лицо со спасённой девочкой, автор говорит, что война не пощадила и детей. И в этом выражается некий пессимизм.
Третья главка – «Семь дней отпуска» – придаёт всему творчеству советского автора мемуарный характер. Кроме того, главный герой – реально действовавший во время войны молодой снайпер, на счету которого немало поражённых фашистов. Создаётся впечатление, будто сам автор, военный репортёр, пишущий во фронтовую газету, ездит с юным человеком по освобождённым от немцев местам. И жанр мемуаров влагает в это событие значимый характер, который журналист и сообщает читателю.
Побывав на родине Василия, в Листопадовке, советский деятель литературы замечает, с какой симпатией там относятся к герою мемуаров, но в то же время отображает его безразличный ко всему взгляд. Ему бы ещё жить и жить, но отсутствие огня в глазах обрывает жизнь. Так проявляются экзистенциальные мотивы.
Писателя занимают вопросы юности. Молоды и Курка, и Клюев. Но они лишены будущего: бездетным и в расцвете лет погибает герой мемуаров, у которого есть хотя бы прошлое, но которого лишено действующее лицо «Поминок». Таким образом автор воспитывает подрастающих детей. Оба персонажа оказываются в экстремальных условиях. Однако эта экзистенциальная грань служит для них душевным расцветом, они не теряют, а наоборот, обретают важную человечность. Поэтому молодость в глазах советского деятеля искусства – пример человечности.

MKalinin
 
Сообщения: 2

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей