Сообщение disel » Пн ноя 28, 2016 5:38 pm

25 ноября в Волгограде прошёл круглый стол «Роль семейного образования в развитии и реабилитации незрячих и слабовидящих дошкольников» Его участники - специалисты органов образования и социальной защиты, педагоги детских садов и школ для детей с нарушениями зрения, родители детей-инвалидов по зрению, студенты Волгоградского социально-педагогического университета, представители общественных организаций инвалидов – обсудили проблемы и перспективы получения дошкольного образования детьми с глубокими нарушениями зрения, проживающих в Волгограде и районах Волгоградской области.

На мероприятии были презентованы результаты внедрения семейной формы получения детьми с нарушениями зрения дошкольного образования. Эта работа была проведена Волгоградская ассоциация незрячих специалистов «Надежда» в рамках проекта «Домашняя лекотека», Проект был реализован на средства субсидии Комитета по делам территориальных образований Волгоградской области социально ориентированным некоммерческим организациям для реализации социально-значимых проектов. В рамках указанного проекта, ассоциация «Надежда» внедрила коррекционно-развивающие методики раннего развития незрячих детей дошкольного возраста, посредством создания в семьях с детьми с нарушениями зрения, проживающих в районах области, домашних лекотек и проведение занятий на их базе; обучила родителей современным методикам раннего развития ребят с глубокими нарушениями зрения и навыкам самостоятельного проведению занятий с незрячими и слабовидящими детьми, осуществила психолого-педагогическое консультирование семей.

Как рассказала Президент ассоциации «Надежда» Татьяна Михайленко: «В конце августа мы пригласили в Волгоград 9 семей с незрячими и слабовидящими детьми из районов области, которые не имели возможности посещать дошкольные образовательные учреждения. Они получили педагогические, психологические и дефектологические навыкам работы с незрячими и слабовидящими детьми, комплект игрового и развивающего оборудования, разработанную профессиональными педагогами программу занятий и в течении двух месяцев, занимались с собственными детьми на дому. Затем, 11 и 12 ноября мы вновь пригласили семьи в Волгоград для диагностики детей и получения обратной связи от родителей, чтобы оценить эффективность программы занятий, выявить плюсы и минусы данной формы работы с семьями».

Как показали диагностики детей и итоговое анкетирование родителей проект не прошёл даром.
По словам педагог проекта Марина Шерипова диагностика детей проводилась до и после проведения занятий родителями в домашних условиях. Она осуществлялась по семи критериям: зрительное, тактильное и слуховое восприятие, предметные представления, координация движения, игровая деятельность, речевое развитие. Марина Шерипова: «У всех ребят-участников проекта видны положительные изменения по одному или нескольким критериям диагностики. Видна положительная динамика уровня общего развития у детей с нарушением зрения. Прослеживаются улучшения в предметно-манипулятивной деятельности с игрушкой, наблюдается динамика осязательного и слухового восприятия у детей с глубокими нарушениями зрения; у ребенка раннего возраста появилась динамика в речевом развитии. У детей, у которых не было заинтересованности в игровой деятельности, тоже наблюдаются положительные результаты.

Менеджер Волгоградской ассоциации незрячих специалистов Рыбников Евгений познакомил собравшихся с результатами анкетирования родителей – участников проекта. По его словам, все родители отмечают полезность проведённых семинаров. Они подчёркивают, что получили представление об особенностях детей с нарушениями зрения, новые знания и навыки в воспитании и обучении, приобрели уверенность в себе, посоветовались с другими родителями. «Главное, - по мнению Евгения, - у родителей исчезло желание передать ответственность за развитие своего ребёнка на кого-нибудь другого (педагогов, общественные организации). Большинство родителей поняли, что могут самостоятельно развивать собственного ребёнка и во многом от них зависит формирование его знаний и умений. В большинстве случаев родители активно занимались с собственными детьми в домашних условиях. Таких родителей мы насчитали 2/3. При этом все родители отметили, что часто и систематически пользуются переданными реабилитационными средствами. По итогам анкетирования все родители заметили улучшения в развитии детей».

Все без исключения родители положительно оценивают проект «Домашняя лекотека». Главными плюсами проекта родители считают: возможность консультаций с педагогами, непосредственно работающими с незрячими и слабовидящими детьми, получение новых знаний и навыков, безвозмездное получение реабилитационных средств, много полезных раздаточных материалов, адресность, улучшения в развитии детей, общение с родителями, у которых такие же проблемы, осознание возможности жить и развиваться, также, как и все. Основной минус – небольшая длительность проекта и неудобства участников из отдалённых районов области.

Ещё одну важную деталь подчеркнула Президента ассоциации «Надежда» Татьяна Михайленко: Если в начале проекта родители «клевали» в основном на бесплатное оборудование, то по итогам финальной анкеты, для них наиболее значимой помощью оказались не столько набора игровых и реабилитационных средств, сколько дефектологическая и психологическая помощь, опыт и поддержка других родителей.

Из приведённых результатов анкетирования явствует, что родители продолжат самостоятельно заниматься развитием и реабилитацией собственного ребёнка, но хотели бы продолжать получать помощь. Наиболее существенными формами помощи с точки зрения родителей могут быть: продолжение работать с семьями, как в проекте «Домашняя лекотека», получение консультаций в центрах при детских садах и посещении групп кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях.

По результатам обсуждения участники круглого стола одобрили опыт Волгоградской ассоциации незрячих специалистов «Надежда» и признали проект «Домашняя лекотека» эффективным способом улучшения качества дошкольного образования детей с инвалидностью по зрению.

Кроме того, на круглом столе обсудили ряд проблем в получении дошкольного образования, с которыми сталкиваются родители детей с инвалидностью по зрению в районах области.

Участники круглого стола отметили, что права детей с глубокими нарушениями зрения на дошкольное образование и в районах области, да и в Волгограде не реализуются в полной мере. Так, в Волгограде родители детей с глубокими нарушениями зрения имеют возможность обратиться за консультациями и образовательными услугами в детский сад № 283 Краснооктябрьского района, в Волжском – соответственно в детский сад № 92. В этих учреждениях действует группа кратковременного пребывания и консультативные пункты для раннего развития детей с глубокими нарушениями зрения. Семьи с незрячими детьми дошкольного возраста из районов Волгоградской области, где нет ни то, что специализированных детских садов для детей с нарушениями зрения, а вообще дошкольных учреждений, в принципе остаются без какой-либо поддержки. Другие детские сады компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения, действующие сегодня на территории области (4 в Волгограде, 1 в Михайловке, 1 в Урюпинске) незрячих малышей брать отказываются. Ни каких кратковременных или специализированных групп в этих учреждениях нет. Как рассказала Наталья Вороная, мама незрячей девочки из Красноармейского района Волгограда ей удалось добиться приёма ребёнка в детский сад № 374 для ребят с нарушениями зрения только после обращения к Президенту России.

Представитель Комитета образования и науки Волгоградской области Евгения Калошина сообщила, что действия дошкольных образовательных учреждений незаконны, так как по закону об образовании, в принципе, любое учреждение должно принимать любого ребёнка. Но для этого ребёнок должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) у себя в районе или в Волгограде.

Заведующий детским садом № 283 г. Волгограда Марина Малюгина сообщила, что проводимая её учреждением работа по раннему развитию незрячих детей в настоящий момент никем не оплачивается. Область должна утвердить соответствующую услугу и норматив её финансирования. Кроме того, она сообщили, что обязанность работы с детьми-инвалидами возложена на органы власти субъекта федерации, а от областных властей никакой помощи им не поступает.

Евгения Калошина ответила, что со своей стороны, комитет по образованию области организовал группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов на базе Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения" (ППМС-центр) в Кировском районе Волгограда. Правда, на вопрос: есть ли там специалисты по работе с незрячими, ответить не смогла. По поводу перечня услуг и нормативов финансирования она сообщила, что в данный момент эти соответствующие документы утверждаются.

По итогам обсуждения участники круглого стола порекомендовали Комитету образования и науки Волгоградской области, Комитетам по образованию муниципальных образований организовать и профинансировать консультационные центры и группы кратковременного пребывания детей с глубокими нарушениями зрения именно на базе детских садов соответствующего компенсирующего вида, действующих на территории Волгоградской области (в г. Волгограде, г. Волжском, г. Михайловке, г. Урюпинске). В этих учреждениях есть квалифицированные специалисты, которые имеют опыт работы с незрячими детьми.

Ещё одна сложность родителей – это оформление индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) ребёнка-инвалида. С 2016 года в этом документе появился отдельный раздел, касающийся получения образования, - «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации и абилитации». Однако, родители детей дошкольного возраста столкнулись с тем, что специалисты органов медико-социальной экспертизы (МСЭ) региона, отвечающие за заполнение данного документа при установлении инвалидности, по не понятным основаниям указывают, что в данном виде реабилитации дети не нуждаются. По словам некоторых родителей, из-за этой записи им отказывали в образовательно-реабилитационных услугах. Выяснить причины такого подхода к заполнению ИПРА не удалось, так как специалистов МСЭ мероприятие не посетили.

Участники круглого стола призвали учреждения Медико-социальной экспертизы обратить внимание на необходимость профессионального и ответственного заполнения разделов ИПРА ребёнка-инвалида раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 лет), особенно раздела «Психолого-педагогическая реабилитация».

Представители ассоциации «Надежда» также предложили Комитету социальной защиты населения Волгоградской области включить набор реабилитационных средств для развития дошкольников с инвалидностью по зрению. в перечень технических средств реабилитации, предоставляемых за счёт средств областного бюджета, утверждённый Постановлением Правительства Волгоградской области № 389-п от 12 августа 2013 года «О порядке обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств областного бюджета».

Начальник отдела по делам ветеранов и инвалидов комитета социальной защиты региона Ольга Суханова, сообщила, что, хотя образование — это не их профильное направление, но лично она за включение реабилитационного развивающего оборудования в областной перечень. Однако решение данного вопроса зависит от многих факторов и вопрос нуждается во всесторонней проработке.

В завершении мероприятия состоялось награждение добровольцев и специалистов проекта благодарственными письмами. И профессиональные педагоги, и студенты-дефектологи были рады оказать помощь в реализации проекта «Домашняя лекотека»

Ирина Токарева, студент Волгоградского социально-педагогического университета: «Проект актуален и необходим и детям, и родителям. Мы готовили пособие для родителей и мне это очень помогло в моём обучении. Это отличная практическая работа. Мы искать функциональность игрушкам, разбирали их возможности при работе с детьми. Я рада, что наш труд не прошёл зря, семьи действительно пользовались нашими рекомендациями и из диагностики детей видна результативность проведённых занятий. Я хотела бы ещё поучаствовать в подобных проектах, но уже не только составлять методички, но и сама провести занятия».

Подробная информация по телефону: (8442) 39-54-95, 37-74-57.
Контактные лица: Михайленко Татьяна Николаевна, Рыбников Евгений Вячеславович.
E-mail: vansnadezhda@yandex.ru

disel
 
Сообщения: 1168

Вернуться в Cобытия

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей