Архив:

Инвалиды тоже хотят быть интегрированными в общество

Недавно прочитала в местной газете информацию о том, что Центр медико-социальной экспертизы при министерстве социального обеспечения НКР провел медицинскую экспертизу населения. Судя по информации, в 2009 г. экспертизу прошли 3795 граждан, из коих 3125 признаны инвалидами. То есть, получается так, что 670 человек до сих пор лишены категории инвалид.

Тут я вспомнила свою подругу Беллу, которая, имея вторую группу инвалидности, каждый год проходила медкомиссию. Помнится, она очень переживала, потому, что по ее словам, в 2009 году медицинскую экспертизу проведут специалисты из Армении, и естественно все будет строго.

Звоню Белле. Извинившись, что так долго не звонила ей, спрашиваю как у нее дела, и как прошла экспертизу?

- Ой, не напоминай, я до сих пор не могу прийти в себя, - стала причитать Белла, – перевели со второй группы на третью, хотя я не вижу улучшения в своем здоровье. К тому же, меня лишили пособия для ребенка.

Говорю с Беллой, а про себя думаю, что, видимо, информация была какой-то поверхностной, и надо бы подробнее уточнить некоторые пункты. Хотя бы по части того, какую пенсию получают инвалиды?

Судя по информации в газете, где ясно написано, что «определив условия труда инвалида, характер работы, Центр выдает ему рекомендацию», инвалид, имея выданную на основании результатов экспертизы рекомендацию, может работать.

Но в информации есть оговорка о том, что «среди населения поднялась волна недовольства. Некоторые не правильно поняли тот факт, что инвалид тоже может работать, если центр дает соответствующую рекомендацию».

И еще, интересный нюанс: «По результатам проведенной центром в 2009 г. экспертизы некоторые лица были лишены группы инвалидности. Выяснилось, что годами люди незаконным путем получали пособия от государства».

Определившись вопросами, я направилась в Центр медико-социальной экспертизы при министерстве социального обеспечения НКР.

Оказалось, по данным минсоцобеспечения Арцаха, на 1 января 2010 года в республике проживают 10 тыс. инвалидов, из которых 507 - дети. Около 7 тысяч человек имеют постоянный статус инвалида.

Врач Центра сказал, что 90 % инвалидов – это те, что получили ранения в годы карабахской войны.

Вот она реальность этой маленькой республики!

Мне предоставили некоторые цифры. В Нагорном Карабахе инвалиды первой и второй группы получают детское пособие на несовершеннолетних детей в размере шести тысяч драмов. Тогда, как инвалиды третьей группы, лишаются такой возможности.

Понятно, почему мою подругу Беллу лишили детского пособия – группа не та.

Кто-то может сказать, что шесть тысяч, это не деньги. Но вот Белла так не считает. По ее словам, у них дома каждая копейка имеет огромное значение, учитывая то, что она не работает и, судя по состоянию здоровья, никогда не будет работать. А муж не так много зарабатывает.

Далее, общая пенсия по группам, составляет: первая группа -11 тысяч драмов, вторая группа - 9 тысяч драмов, третья группа - 8 тысяч драмов. Кроме того инвалиды первой и второй группы получают надбавку к пенсии в размере 7 тысяч 200 драмов. Дети-инвалиды получают пенсию и компенсацию в размере 29 200 драмов.

В Центре медико-санитарной экспертизы, мне объяснили, что инвалиды, которые должны проходить экспертизу каждый год, находятся на стадии лечения, и естественно, их состояние здоровья с годами меняется. Потому, и группа меняется. А те, которые лишились статуса инвалидности, на момент экспертизы были признаны здоровыми.

Теперь, что касается работы. Мне объяснили, что в этом году Центр не учитывает социальный фактор, и если у инвалида есть социальные проблемы, этим уже занимается министерство социального обеспечения. Единственное, что делает Центр, это «определив условия труда инвалида, характер работы, выдает ему рекомендацию». Это значит, что инвалид может работать, имея рекомендацию, выданную на основании результатов экспертизы.

Казалось, что может быть лучше, если здоровье улучшилось, и человек может работать? Но оказывается все не так просто.

Тридцатилетний Артем рассказывает, что после того, как его перевели со второй группы на третью, он уже три месяца ищет работу, но безрезультатно.

- С рекомендацией от Центра медико-санитарной экспертизы на руках я не могу найти работу. В одном месте говорят, что нужны сильные мужские руки - а у меня нет такого здоровья. В другом месте говорят, что инвалиды нам не нужны, - печалится Артем.

Артем хорошо знает, что согласно закону, если работодатель взял на работу инвалида, то обязан обеспечить особые условия для работы.

- Я имею права работать не полный рабочий день, но на это не соглашается ни одно учреждение, - говорит Артем.

Такие случаи не единичны. 34-летний Давид рассказывает, что у него была третья группа инвалидности.

- У меня была не трудная работа, с минимальной зарплатой. К тому же, я работал не полный рабочий день. Но после того, как мне комиссия решила отказать в статусе инвалида, я просто обязан найти более высокооплачиваемую работу, чтобы дополнить потерю в семейном бюджете, - говорит Давид.

Так говорят те, что ищут работу. А что говорят сами работодатели.

Директор торгового салона, говорит, что если и берет на работу инвалида, то только в том случае, если он физически здоров, даже имея умственные отклонения.

- Я нанимаю в качестве грузчика, и то, по часовой оплате – это единственное что я могу допустить.

А вот директор госучреждения, у которого есть работник с первой группой, отмечает, что держит данного работника только из гуманных соображений.

Или, вот еще одна история.

Рабочий Мурадян получил производственную травму. Пролежав почти два месяца в больнице, он решил вернутся на работу, тем более, что по закону, имеет на это право. Но директор не принял его, сказав, что ему нужен полноценный работник.

- Оказывается, в тот момент, когда я упал с высоты, должен был, не дожидаясь, сразу же оформить документально свое увечье. Но, так как подобного документа у меня нет, то я не могу доказать, что увечье получил в рабочее время. В следующий раз, если буду падать, то уже в воздухе начну фиксировать все увечья, - смеется грустно Мурадян.

Невольно на ум приходит мысль, что инвалиды, или уже не признаваемые инвалидами, скорее всего, пополнят число безработных в Арцахе. А их у нас 3751 человек.

Ну и самый интригующий вопрос касается тех, кто на «халяву» получал пенсию по инвалидности. Чтобы уточнить этот аспект, меня отправили к юристу Центра.

- Мы не распространяли такую информацию, и более того, мы не располагаем такой информацией. Так же, у нас не зафиксировано случаев, когда пенсия по инвалидности была присвоена незаконно, - констатировал юрист, как-то неопределенно добавив, что те лица, которые были лишены группы, на самом деле когда-то, действительно, имели группу инвалидности. Но, в ходе нынешней экспертизы выяснилось, что состояние их здоровья удовлетворительное.

Из этих слов можно предположить, что факты «халявы» могли быть эпизодическим результатом бюрократической несуразицы. В любом случае, слова юриста меня немного порадовали. Не хочется верить, что в нашем обществе есть люди, способные ради денег приписать себе инвалидность. При этом - без угрызения совести жить и даже радоваться, что сумели быть такими «шустрыми».

В любом случае, в этой крайне болезненной для Арцаха сфере проблем требуется особая осторожность. В прессе уже сообщалось о том, что в январе 2010 года министерство социального обеспечения Нагорного Карабаха представило на утверждение правительства Нагорного Карабаха «Стратегию социальной защиты инвалидов 2009-2015 гг.», преследующая цель обеспечения полноценного участия инвалидов во всех сферах жизнедеятельности республики и их интеграции в общество.

Ну что ж - хорошие планы. Будем надеяться, что поводов для недовольства не останется.

Алвард Григорян

Источник: armtoday.info

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ