Архив:

Восстановлению подлежит. Здравоохранение всерьез озаботилось медицинской реабилитацией

Насколько проблема медицинской реабилитации актуальна сегодня в нашем регионе? Где нижегородцам помогут восстановиться после страшных травм и болезней? Об этом рассказала главный специалист по реабилитации в Приволжском федеральном округе, врач-травматолог-ортопед высшей категории, доктор медицинских наук, профессор Нижегородской медицинской академии Татьяна Буйлова.

- Проблема медицинской реабилитации пациентов после различных заболеваний и травм очень актуальна для всей России, - считает Татьяна Буйлова. – Создание системы медицинской реабилитации в нашей стране определено как одно из приоритетных направлений модернизации российского здравоохранения.

Реабилитация – это восстановление и компенсация нарушенных функций в том случае, если уже есть какая-то патология. Ее основная задача – вернуть человека к тому состоянию, которое было до момента травмы или заболевания. В законе о здоровье граждан, принятом в прошлом году, дается современное определение реабилитации, максимально приближенное к стандарту Всемирной организации здравоохранения. Там озвучено, что медицинская реабилитация – это комплекс мероприятий медицинского и психологического плана, направленный на мобилизацию ресурсов и резервов человека, чтобы сохранить его трудоспособность, улучшить качество жизни и предупредить инвалидность.

Индустрия реабилитационного оборудования все время развивается. Самое интересное направление – это роботы для реабилитации. Они могут выполнить за человека много различных функций - ходить, делать сложные движения, связанные с самообслуживанием. Больше всего таких роботов в Татарстане, есть они в Питере и в Москве. Есть надежды, что новинка реабилитационной техники появится и у нас в Нижегородской области. Роботы очень дорогие. Если аппарат стоит больше трех-четырех миллионов, то понятно, что не каждый регион сможет себе позволить подобную роскошь.

Новое оборудование помогает совершенствовать и старые методики, такие, например, как вытяжение позвоночника. Теперь оно проводится более мягко, с меньшими нагрузками. Появляются и новые для России методики – на нейрофизиологической основе. Европа владеет ими давно, а к нам они только приходят. Но здесь еще нужно время, чтобы эти методики стали легитимными. Есть некие этапы утверждения этих методик.

Реабилитация – единственная сфера здравоохранения, где есть понятие мультидисциплинарности. В реабилитации участвуют разные специалисты – от врачей разной специализации до социальных работников. И для достижения наивысшего результата они должны объединиться в некую реабилитационную команду. А по факту в России еще мало учреждений, которые умеют так работать. Но без этого не получить результат.

- В этом году открылось несколько реабилитационных отделений на базе крупных больниц (№3, 13, 33, 39), - рассказала Татьяна Буйлова. - И они работают в рамках обязательного медицинского страхования. Кроме того, подобные отделения открыты на базе федеральных учреждений – в НИИТО и ПОМЦ. Есть специализированные больницы, например, железнодорожная. Есть учреждения в системе социальной политики – ФГУП «Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда РФ. В области работают такие отделения на базе ЦРБ - например, в Дзержинске и Арзамасе.

На уровне Минздрава России определены несколько приоритетных направлений медицинской реабилитации. Это травматология и ортопедия, неврология, кардиология, онкология (пока самая пустая ниша в целом по России и у нас в регионе), а также педиатрия и конкретно неонтология, реабилитация совсем маленьких детишек, для которых восстановление – это прогноз их жизни и будущего. В любой ситуации, когда после травмы мы имеем ограничение любых возможностей передвижения и самообслуживания, нужна реабилитация.

- Есть ли статистика, сколько людей поставлено на ноги, возвращено к нормальной жизни? - поинтересовался корреспондент «МК в НН».

- И по городу, и по региону такой статистики пока нет, потому что отделения в Нижнем Новгороде только открылись, по итогам года цифры появятся, - проинформировала Татьяна Буйлова. – Целевые цифры, на которые нужно выйти и которые прописаны в Программе развития здоровья в РФ, это 25-процентный охват населения РФ реабилитационной помощью и 85-процентный детей-инвалидов. На сегодня мы имеем значительно меньший охват. В субъектах ПФО, в том числе в Нижегородской области, он составляет менее 10 процентов. Мы не в отличниках, но и не в двоечниках, мы – в серединке.

- Какие ключевые факторы влияют на реабилитацию, на возвращение пациента к нормальной жизни?

- Существует правило: чем раньше оказывается реабилитация, тем лучше. Ее надо начинать в первые сутки с момента травмы или какого-то заболевания. Чем быстрее мы начали, тем лучше мы получим результат.

В реабилитации есть такое понятие – реабилитационный потенциал. В медицинских учреждениях она должна осуществляться для тех пациентов, у которых есть потенциал к восстановлению. Если его нет, то задействуются социальные учреждения – дома по уходу, хосписы и т.д. Так вот этот реабилитационный потенциал очень трудно оценить. Мы не знаем никогда, восстановится ли поступивший к нам пациент или нет, какой у него запас, какие ресурсы.

Нередки ситуации, когда врач видел пациента и ему казалось, больной восстановится, у него великий запас возможностей выздоровления, а он не восстанавливается, несмотря на интенсивнейшую терапию. Но есть и другие случаи, когда, казалось бы, нет перспективы и возможностей, а пациент восстанавливается вопреки тому, что ожидали врачи, вопреки тому, что показывала наша практика. Это самая сложная задача, потому что здесь очень много факторов, которые нужно проанализировать. И кроме факторов объективных очень важны волевые качества человека, который хочет восстановиться. Вот если у него есть желание, то он преодолеет недуг даже вопреки тому физическому дефекту, который у него появился. А есть пациенты, у которых и ресурс-то имеется, а они не восстанавливаются, потому что отсутствует мотивация. Самое главное в человеке – воля к победе, и тогда он сможет с очень многими вещами справиться.

Петр Авдентов