Архив:

Люди с ограниченными возможностями в Кыргызстане: на пути к справедливости?

После тяжелой болезни Татьяна, назовем ее так, регулярно должна принимать дорогостоящие препараты. Кроме этого ей постоянно требуется сдавать анализы. «Только на исследования раз в месяц необходимо 5 тысяч сомов. Поэтому анализы приходится сдавать, исходя из возможностей. Чтобы получить 20-процентную скидку в одной из лабораторий, решила оформить I группу инвалидности. 

Пройти медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) было не сложно. Однако когда собирала справки в Соцфонд, мне сказали, что по законодательству не смогу работать, мол, запрещено. Вот и не знаю, что теперь делать. Ведь на мизерные пособия по инвалидности не проживешь, тем более что я хочу и могу работать. Но и одной зарплаты теперь не хватает», - с грустью рассказывает молодая девушка.

Так заведено!

А недавно из СМИ она узнала «еще об одной несправедливости». «Оказывается, люди чаще стремятся получить II группу: там, по словам чиновников, и льгот больше, и работать можно! Как это так? А если человеку положена более тяжелая группа инвалидности? Ему что делать? Почему нас не рассматривают как человеческий ресурс? - задается вопросами Татьяна. - Мы можем быть полезны стране, только дайте нам возможность трудиться».

Необъективность существующей правовой базы признают в и Министерстве социального развития, и в самом Республиканском центре медико-социальной экспертизы (РЦМСЭ). Некоторые нормативные акты, которыми руководствуются сегодня МСЭК, датируются еще далеким 1932 годом! Действующая система МСЭ «предполагает неоднократное посещение гражданами ряда учреждений, затрату времени и усилий для получения необходимых документов».

Каждый год +5 процентов

По словам главы РЦМСЭ Сагыналы Маматова, ежегодный прирост инвалидов в республике отмечается последние 14 лет. Показатели особенно сильно начали расти с 2010 года. В настоящее время в стране насчитывает около 156 тысяч лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), из них 26 тысяч - дети до 18 лет.

«В структуре заболеваний превалируют сердечно-сосудистые заболевания (27 процентов). Далее следуют травмы, злокачественные заболевания, болезни костно-суставной системы, глаз и другие. У детей много врожденных аномалий (32 процента), проблем с нервной системой (23 процента), психических расстройств (13 процентов), травм (6 процентов). И ежегодно количество травм, допустим, в дорожно-транспортных происшествиях, растет. Нас ругают за высокое число инвалидов, но от нас это не зависит, как видите», - поясняет Сагыналы Маматов.

Среди мужчин, по его данным, инвалидов больше, чем среди женщин. «При этом в столице ЛОВЗ меньше, чем в регионах: в городах больше возможностей вылечиться и реабилитироваться, там современная диагностика, врачи, а в некоторых селах даже ФАПов нет, - отмечает он. - В настоящее время у нас трехгрупповая система инвалидности среди взрослых и категория «ребенок-инвалид». Среди взрослых больше всего инвалидов второй группы (57 процентов). И тут есть коррупционные элементы. Сегодня все хотят получить II группу инвалидности, хотя есть показания третьей. Люди всеми способами пытаются ее получить, подделывают документы на районном уровне, в системе здравоохранения, а потом приходят к нам».

За справочку заплатите

В качестве примера он привел данные последней проверки в Ошской области: из 36 проверенных человек, пострадавших в июньских событиях 2010 года, за один месяц 12 необоснованно получили группы инвалидности. В настоящее время по этим материалам работает следственная группа МВД.

В конце августа, кстати, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями сообщала о другом возбужденном уголовном деле. Оперативники установили факт незаконного получения врачами МСЭК №1 от инвалида II группы 2,5 тысячи сомов за подтверждение и выдачу справки об инвалидности. При этом заявительница является инвалидом с детства, и, с ее слов, врачи данной комиссии требуют у нее деньги на протяжении четырех лет.

Кстати, обоснованность второй группы человек должен доказывать ежегодно в течение пяти лет наблюдений, и только на шестой она дается бессрочно. А при третьей группе - 10 лет наблюдений и только на 11-й год дается бессрочно. Когда у человека нет, допустим, ноги или руки, такие «наблюдения» кажутся абсурдными. Понятно, что конечность заново не отрастет.

«Мы направляли в правительство предложение снизить данные сроки, но Минфин не согласился. Может, это и правильно. Для начала нужно провести ревизию всех комиссий в целом по стране. Есть случаи, когда инвалидность делают по знакомству, - признает Сагыналы Маматов. - Минфин хочет, чтобы мы отсекли подобные факты, чтобы человек не получал всю оставшуюся жизнь пенсию незаслуженно».

Уж больно льгот хочется

Именно о таком случае услышала недавно в общественном транспорте. Женщина, абсолютно не скрывая, рассказывала своей собеседнице о том, как «оформила» себе первую группу инвалидности, а сыну - вторую. «А не боишься, что с вами и в самом деле что-то может случиться? Вроде, и живете неплохо, зачем вам эти копейки от государства?» - прямо поинтересовалась та. Но обладательницу удостоверения «инвалида» это абсолютно не смутило.

«Дело в том, что II группа дает льготы (по электроэнергии, при госпитализации в стационары лечение бесплатное), да и размер пенсии больше. При этом у человека остается возможность трудиться, - отмечает Сагыналы Маматов. - Вторая группа предполагает ограниченную трудоспособность, укороченный рабочий день, дополнительный отпуск и так далее. Допустим, учитель, медик, инженер - любой кабинетный работник может работать по 3 часа в день. Комиссия на месте расписывает все условия труда».

Встречается ли такое на практике, и принимают ли таких граждан работодатели? «Это очень болезненный вопрос, - признает глава центра. - Обычно, как только появляются такие факты, работодатель сразу старается избавиться от этого сотрудника. Мы, конечно, на стороне больного. Но не всегда получается отстоять его интересы».

Закон что дышло

О том, что в КР не исполняется закон о трудоустройстве ЛОВЗ, говорится постоянно. В законодательстве предусматриваются 5-процентные квоты для инвалидов: если на предприятии работает 20 человек, то одно рабочее место должно отводиться ЛОВЗ. Но на деле, как признают сами люди с особыми нуждами, данное требование остается декларативным.

«И причин тому несколько - специализированных рабочих мест нет, желания работодателей нет, зарплата не устраивает, трудно добираться на работу: нет доступной транспортной инфраструктуры - тут целый блок проблем, - перечисляет руководитель центра «Равные возможности» Владимир Ганжела. - Сам я незрячий, с 16 лет у меня I группа, которую, естественно, не скроешь: и трость в руках, и компьютер с озвучкой, тем не менее я и в семи вузах преподавал, и в других местах работал. При этом инвалид у нас, по официальной статистике, не может считаться ни занятым, ни безработным, поскольку он просто не учитывается в составе рабочей силы. Но, согласно Конституции КР, никто не имеет права ущемлять граждан по ряду признаков, в том числе по инвалидности».

На пути к реформе

Вместе с тем чиновники при каждом удобном случае напоминают, что Кыргызстан взял на себя ответственность по исполнению международной Конвенции ООН о правах инвалидов. Пресс-служба Минсоцразвития буквально закидывает сообщениями о планах «по улучшению жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, базирующихся на принципах гуманизации общества и социальной адаптации людей с инвалидностью». А глава ведомства Кудайберген Базарбаев второй год делится планами о реформировании медико-социальной службы.

«Наша система базируется на документах 30-х годов прошлого века. По ним мы жили в советское время. Тогда пособие по инвалидности освобождало человека от работы, но одновременно обеспечивало полноценную жизнь. К сожалению, сегодня на пособие прожить сложно. А многие ЛОВЗ хотят работать, реализовывать себя, - рассказывал чиновник ранее. - Скажу больше, действующие документы приводят к юридическому казусу. С одной стороны, у нас есть ограничения на работу для лиц с ограниченными возможностями здоровья. С другой - принят закон, по которому работодатели обязаны предоставлять 5 процентов рабочих мест инвалидам. К примеру, человека признали инвалидом I группы. По нынешним правилам МСЭК констатирует у него полную утрату трудоспособности. В результате организация, в которой работает человек, может расторгнуть с ним договор. При устройстве на работу такому человеку придется либо скрывать свою группу инвалидности, либо получить отказ».

«Поэтому одни, чтобы получать повыше пособие, стремятся получить более тяжелую группу инвалидности. И, наоборот, чтобы устроиться на работу, люди вынуждены снижать группу инвалидности или работать без социальных отчислений, по договору, на свой страх и риск. Поэтому будет введена балльная система, - аргументировал Кудайберген Базарбаев. - То есть при установлении инвалидности будет рассматриваться не только состояние здоровья, но также психологическая составляющая, личностные факторы, социальный аспект, даже то, где живет человек, - в городе или айыле. Все-таки у сельчан больше домашней работы, хуже бытовые условия. Нужно и за живностью смотреть, и печку топить, и по телефону обед не закажешь. Кроме того, важно учитывать профессиональные навыки, образованность, наличие семьи и так далее».

На первом этапе реформы (2014-2015 годы) планируют разработать основные нормативные правовые акты, учебные материалы и реализовать пилотный проект в четырех регионах республики: городах Караколе и Джалал-Абаде, а также в Кара-Суйском районе Ошской области и Жайыльском районе Чуйской. Сагыналы Маматов уже съездил за опытом в Россию. «Внедрить новую методику - это очень нелегкая процедура. Европейские страны уже пользуются ею, в России успешно завершились 4 пилота, теперь эту модель распространяют на всю страну», - говорит он.

«На такой опыт перешла Молдова, Казахстан собирается, и мы вступили на этот путь. Он, конечно, очень долгий. Но есть приказ, а значит, назад пути нет. Сейчас готовим методические пособия, разработки. С 2015 года пилоты уже должны работать по балльной системе, - планирует Сагыналы Маматов. - Сегодня нам нужны средства на обучение специалистов - хотя бы по одному человеку с каждого пилота. Россия готова оказать содействие и бесплатно их обучить. Но нам нужно найти средства на перелет, проживание, питание, командировочные расходы. Мы уже подсчитали: приблизительно на месячный курс в Москве необходимо $5 тысяч на человека. Либо нам нужен консультант - из ВОЗ или РФ. Но ему необходимо предоставить достойную зарплату. Если бы был консультант, можно было бы не отправлять наших специалистов на учебу».

На втором этапе (2016-2017 годы) эту модель планируют распространить по всей стране. Получается, что нашей собеседнице из Бишкека Татьяне придется ждать еще как минимум 2-3 года. Хотя некоторые ЛОВЗ, отслеживающие продвижение реформы, опасаясь, размышляют: «По показаниям может получиться инвалид, допустим, на 72 процента, на 79 процентов. А если человек реабилитирован и в состоянии найти себе работу, то может вообще не получить группу. Завтра он потеряет работу, и кто ему назад группу вернет?» Обоснованы ли подобные опасения, покажет только время.

Источник: ИА "24.kg"

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ