Архив:

Руки снимают боль

Хороший массажист — большая удача. «А слепой — на вес золота», — уточняли еще древние восточные мудрецы. У незрячих руки особенно чувствительны. Они «видят» пальцами, у них лучше развита тактильная память. Но даже не это самое главное. Такие люди тоньше чувствуют чужую боль, потому что настрадались сами. Могилевчанин Артур Ракицкий из их числа. И многие пациенты Могилевской городской больницы просят, чтобы их записали на массаж именно к нему.

У 24–летнего Артура уже три года стажа. Говорит, профессию выбрал не случайно:

— Еще в школе у меня были проблемы с позвоночником, ходил к массажисту. Почувствовал облегчение. И сам захотел овладеть искусством чужую боль разводить руками. Попросил его научить меня азам.

После школы поступил в Гродненский государственный медицинский колледж, получил специальность техника–массажиста. Принято считать, что незрячие осваивают чтение по точечной системе Брайля. Артур тоже учился по нему, но в основном записывал лекции на диктофон. Еще преподаватели давали свои аудиозаписи на электронных носителях. Первый год однокурсники тренировались друг на друге, а после их «вывели в люди». Поначалу, вспоминает, было страшновато. Понимал: отношение у пациентов может быть неоднозначное. Настороженность, недоверие — мало того что неопытный массажист, так еще и слепой! Но приняли Артура хорошо. Это вдохновило.

По окончании колледжа вернулся в родной Могилев. В поликлинике, что при больнице, над необычным коллегой сразу взяла шефство опытная массажист Тамара Скугарева:

— На моей памяти — а я работаю больше 30 лет — это второй незрячий массажист. Шесть лет у нас трудился Сергей, но уволился по семейным обстоятельствам. Когда появился Артур, стала ему помогать. Он ведь сам прочесть диагноз больного не может. А специалист хороший. Чувствует пациентов. У них же не только диагноз разный, но и характер, к каждому свой подход нужен.

Артур в день принимает до 16 человек. Остеохондроз, радикулит, бронхит, пневмония... Объясняет:

— Вижу только очертания человека. Но быстро улавливаю его настроение, насколько сильна боль. Одному ее надо «разглаживать», прикасаться к телу очень осторожно. К другому усилия нужно приложить... Сеанс в зависимости от заболевания длится от 10 до 25 минут. Чувствую, когда пациент не настроен на разговор, а когда ему очень нужно выговориться.

У Артура проблемы со зрением врожденные. Три операции перенес, но увидеть мир во всех его красках, увы, так и не смог. Но он не отчаивается:

— Люди с ограниченными возможностями нередко становятся затворниками. Сетуют на трудности, но не ищут выхода из ситуации. Трудности, конечно, есть. Мне, к примеру, понадобилось около недели, чтобы освоиться на своем первом рабочем месте, тщательно исследовать пространство. Бывало, то на стол налечу, то на оставленное посреди комнаты ведро... Но ведь нельзя же из–за этого опускать руки. Вообще, в жизни надо ставить перед собой реальную цель и идти к ней. В Гродно со мной учились двое моих одноклассников из Шкловской школы–интерната для слепых и слабовидящих детей. Николай, как и я, работает на Могилевщине, массажистом. Минчанин Александр снова сел за парту, осваивает еще одну профессию — переводчика–референта.

Артур тоже учится. Заочно. В Могилевском университете имени Аркадия Кулешова. Выбрал профессию «Дошкольная педагогика и психология детства». Сможет работать в детском саду психологом. Опять же, основы психологии никогда не помешают и в его нынешней профессии. Ведь больные люди очень ранимые.

Есть у Артура еще одна мечта. Возможно, лет через 10 он откроет свой собственный массажный кабинет. То, что клиенты будут, ни он, ни его коллеги не сомневаются. Ведь уже сегодня многие пациенты, выписавшись из больницы, не теряют парня из виду. Обращаются за помощью, приводят родных и друзей...

Заведующая фельдшерским отделением гродненского медколледжа, единственного медицинского заведения в стране, где готовят незрячих массажистов, Алла Внукевич уверяет:

— Всем нашим незрячим выпускникам–бюджетникам гарантировано первое рабочее место. А их мы с 1993 года подготовили уже более трехсот. Причем занимаются у нас не только дети со всей страны, сегодня учатся две девочки из Брянской области, был парень из Пакистана. И это не только вчерашние школьники. Есть люди, которым 25 и даже 40 лет. Так сложилось: ослепли после аварии, травмы, но поняли — жизнь продолжается, надо осваивать новую профессию. К примеру, был у нас ученик с высшим образованием — физик–оптик... А перспективы есть, было бы желание работать и совершенствоваться. Несколько человек уже открыли свои частные массажные кабинеты, а в Гродно наших выпускников охотно приглашают работать к профессиональным спортсменам.

Кстати

В Японии к незрячим массажистам и мануальным терапевтам записываются едва ли не за год вперед. В Таиланде работают институты и клиники незрячих массажистов. Лечиться в них дороже и престижнее, чем в обычных. Широкое распространение «незрячий» массаж получил в Китае. В Индии лучшие клиники подают заявки на слепых, только начавших осваивать азы профессии. С первого курса им гарантированы рабочее место и приличная зарплата в будущем, порой даже большая, чем у здоровых коллег. А в Южной Корее в свое время даже приняли закон, что работать массажистами могут только незрячие.

Ольга Кисляк

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ