Архив:

Трудоустройство инвалидов: расходы, которые могут стать доходами

Несмотря на сложное положение с трудоустройством инвалидов в России, все-таки можно говорить о том, что в этом направлении происходят определенные подвижки. Во всяком случае, внимание на их проблемы сейчас обращают как общественные организации, так и государственные органы. Этому способствовало изменение взглядов на роль инвалидов. Об этом рассуждает главный эксперт экспертно-аналитического отдела Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ Елена Янчук.

Два года тому назад на встрече, посвященной социальной реабилитации и созданию безбарьерной среды для инвалидов, об этой перемене говорил Дмитрий Медведев: «К сожалению, в прежние годы, что нашло свое отражение, конечно, в нашем трудовом законодательстве, в законодательстве о социальном обеспечении, представления были такие: люди с ограничениями по здоровью, инвалиды не должны трудиться. Это как бы общая парадигма законодательства. А это совсем не так, как раз ситуация прямо противоположная».

Распоряжением правительства Российской Федерации в 2012 году была утверждена новая редакция государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Ее целями стали формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество.

С 2011 года в рамках этой программы осуществляется поддержка планов общественных организаций по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест с общим объемом финансирования 628,45 млн рублей. Из них на 2011 год был запланировано 67,83 млн рублей, на 2012 год – 93,53 млн, на 2013 год – 124,36 млн, на 2014 год – 156,23 млн рублей. В 2015 году предполагается потратить 186,50 млн рублей.

Но помощь со стороны государства не ограничивается простым финансированием специальных программ. Происходят изменения и на законодательном уровне. Одним из примеров можно считать проект о внесении изменений в статью 21 закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Авторы этого документа предлагают установить квоту рабочих мест для инвалидов и в небольших компаниях с численностью занятых от 35 до 100 человек в размере до 3% от списочного состава.

Если представители общественности к такому предложению относятся в высшей степени положительно, то в предпринимательских кругах оно воспринимается неоднозначно. И речь идет совсем не о том, в какую сторону округлять дробные показатели, полученные в результате арифметических действий по подсчету квот, хоть и этот вопрос до конца не прояснен.

Куда существеннее выглядит аргумент о затратах, необходимых для реализации этого предложения. Действующими в России санитарными нормами предусмотрены особые требования к рабочим местам для инвалидов. Для того, чтобы оборудовать их соответствующим образом, требуются серьезные финансовые вложения. И если крупным предприятиям проще заплатить штраф, чем заниматься соответствующей подготовкой, то организации малого бизнеса и в том и в другом случае могут понести критически важные денежные потери.

Однако здесь предприниматели могут рассчитывать на господдержку. В 2013 году на оборудование 14 200 рабочих мест для инвалидов из федерального бюджета выделено 792 млн рублей. Обустройство одного места обходится госбюджету в среднем в 66 200 рублей, но к этому смело можно прибавить и средства, которые выделяют регионы.

Следует заметить, что трудоустройство инвалидов – это не благотворительность. Они могут стать настоящей находкой для своего работодателя. Уровень их образования достаточно высок. Более 61,6% инвалидов имеют профессиональное образование, из них высшее получили 14,7%, а среднее – 46,9%.

Правда, инвалидов можно привлекать далеко не на все работы. Эти ограничения тоже прописаны в действующем законодательстве. И если определять квоты от общей списочной численности, получается, что часть организаций просто не сможет работать без нарушений.

В качестве выхода из сложившейся ситуации при доработке законопроекта предлагается предусмотреть такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя и характер условий труда. В том случае, если они не позволяют привлекать к работе граждан, имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности, при расчете количества рабочих мест для приема на работу инвалидов надо уменьшать среднесписочную численность работников на количество рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда, подтвержденное результатами аттестации рабочих мест.

Логика такого предложения понятна, а вот будут ли эти аргументы услышаны законодателями – покажет время. Важнее здесь другое. Такие дискуссии лишний раз подтверждают: мысль о том, что инвалиды должны иметь такое же право на труд, как и другие граждане, встречает активную поддержку в нашем обществе.

Станислав Козак

Источник: www.tpp-inform.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ