Архив:

"Чтобы я мог себя уважать..."

30 сентября – Международный день глухих. В Архангельской области проживают свыше 5 тысяч человек с нарушением слуха. Более тысячи из них имеют глухоту по рождению и общаются на языке жестов. Объявление о том, что требуется опытный сурдопедагог, который мог бы помочь двадцатилетнему юноше восстановить утраченные звуки и разговорную речь, я заметила в нашей газете случайно. Не знаю почему, но рука сама потянулась к телефону...

– Это моему внуку Мише помощь нужна. Он неслышащий, – ответил женский голос. – Сурдолог для Миши – шанс. Я два года деньги копила, чтобы нанять учителя. Из-за того что внук не чисто произносит звуки, у него большие проблемы – на работу не может устроиться.

На следующий день мы встретились в редакции.

Марина Николаевна рассказала, что с детства с внуком занимается сама.

Мама Миши вскоре после его рождения вторично вышла замуж. И новый зять, по словам тещи, на прямой вопрос о том, как он станет относиться к пасынку, так же прямо ответил: «Любить не буду».

– И я поняла, что ребенок да еще с проблемами – Миша у нас родился глухим – ему дома совсем не нужен, – тихо говорит бабушка.

Она рассказывает, что первые четыре года внук ходил в школу для слабослышащих в Архангельске, что на Бадигина: «Мы все задания вместе делали, Миша так старался...» А потом мальчика перевели в Вычегодскую школу. Марина Николаевна признается, что до сих пор жалеет о том переводе – уже после первого учебного полугодия внук сильно изменился.

– Понимаете, уехал одним мальчиком, а на каникулы вернулся совсем другим, – вздыхает она.

– И отношение к учебе стало совсем не то... В общем, запустил речевые навыки.

Марина Николаевна искренне верит, что если внук научится «чисто говорить», то ему будет легче найти работу. По профессии Миша плотник-столяр.

Работал сборщиком мебели в одной из архангельских фирм. Но потом фирма закрылась. И после Михаила никуда больше не брали.

Но сам парень считает, что дело не только в проблемах произношения, хотя и это, конечно, тормозит процесс трудоустройства – не у каждого работодателя хватит терпения на переписку.

Дело в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), в записи, которая там имеется.

– Когда я прихожу на собеседование, – рассказывает Михаил, – то все вроде нормально. Улыбаются, кивают. Я ведь с аппаратом слышу. Но некоторые слова, конечно, разобрать не могу, и тогда приходится в блокноте писать. А потом, когда ИПР открывают...

Способность к трудовой деятельности у Миши указана как первая. И на первый взгляд это означает, что не надо ему создавать никаких условий для работы. Но тут же в ИПР приписка – противопоказан труд со звуковой сигнализацией, движущимися механизмами.

– А где сборщику мебели найти работу, чтобы ничего не жужжало и не двигалось? – недоумевает Михаил.

Говорит, вначале думал, что отказывают ему из-за группы инвалидности. С большим трудом добился, чтобы вместо второй дали третью группу.

– Вторая группа – это приговор. Предприниматели вообще на тебя не смотрят, – говорит он. – В общем, добился третьей, но легче не стало. Только в пенсии потерял. Со второй группой пенсия – 10 тысяч, с третьей – в два раза меньше.

Среди неслышащих друзей Михаила многие не работают, живут на эти самые 10 тысяч. Некоторые ребята неофициально устроились грузчиками и дворниками. Неофициально, потому что стесняются. В 20 лет махать метлой – вряд ли предел мечтаний. Вот и сам Миша мечтает о работе, которая бы не только приносила доход, но и была бы интересной: «Чтобы я мог себя уважать...» Мы обратились в региональное отделение Всероссийского общества глухих.

Оказалось, что про Михаила там уже знают.

Николай Мякшин, глава регионального отделения Всероссийского общества глухих: – Михаил – парень работящий. Думаю, с его трудоустройством вопрос в ближайшее время решится. К сожалению, подобное обращение к нам не единственное – проблемы с устройством на работу из-за некорректной записи «противопоказан труд с движущимися механизмами» периодически возникают.

– А что вообще подразумевается под «движущимися механизмами»? Слишком расплывчатая формулировка.

– В том-то и дело, что сама запись не очень понятная. И это один из существенных страхов работодателя, которые такую рекомендацию воспринимают буквально, как запрет на профессию для любого глухого.

Но ведь если, скажем, неслышащий человек работает дворником на придомовой территории, то там тоже есть машины, другая техника – тоже, получается, опасно? Конечно, здоровье и безопасность на первом месте, никто не спорит. Но ведь и движущийся механизм механизму рознь.

Если это станок, издающий звуковой сигнал, то его можно переоборудовать – чтобы помимо звуковых он подавал и световые сигналы.

– Переоборудование – это дополнительные расходы для работодателя.

– Да. Но есть федеральное законодательство, и Архангельская область предусматривает в бюджете дополнительные средства, как раз для работодателей, которые создают такие специальные условия.

Было бы желание! Сейчас мы обратились в МСЭ и, в принципе, уже получили согласие на то, чтобы такое противопоказание, как движущиеся механизмы, не прописывалось в ИПР машинально. Если же эта строка прописывается, то должно быть и дополнительное пояснение – что конкретно является движущимися механизмами.

А иначе, повторюсь, это расценивается как запрет на профессию.

Порадовало, что в МСЭ с нашей позицией согласились. Надеемся, окончательное решение вскоре также будет принято.

Наталья Парахневич

Источник: pravdasevera.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ