Архив:

"Забота" чиновников о детях-инвалидах граничит с издевательством

Пенсионный фонд требует от родителей детей-инвалидов разрешения из органов опеки на получение назначенных детям пенсий. Чиновники приравняли родителей к опекунам, обязав их отчитываться за каждый потраченный рубль. Родителям петербургских детей-инвалидов приходится обивать пороги различных ведомств и собирать справки, чтобы получить назначенную государством пенсию на своего ребенка. Изменения в законодательстве привели к тому, что эта процедура необоснованно усложнилась. Все свое свободное время мамы и папы вынуждены теперь тратить на то, чтобы разобраться в новой системе.

В такой ситуации оказался Георгий Севастьянов. У его 9-летнего малыша левосторонний гемипарез, и ребенок имеет полное право на поддержку государства. С получением инвалидности не возникло никаких проблем, в Пенсионном фонде все документы были оформлены на мать, и семья долгое время получала деньги в почтовом отделении. Однако вскоре Пенсионный фонд потребовал переоформить все документы на ребенка и рекомендовал открыть лицевые счета в банке, где будет вестись накопление средств получателя. Если же родители решат снять эти деньги, то им придется собрать огромное количество справок.

«Для того, чтобы снять эти средства, необходимо разрешение из органов опеки и попечительства. И нам непонятно, почему мы, родители, не можем распоряжаться деньгами. У нас должно быть право выбора - хотим мы получить эти деньги в почтовом отделении и потратить эти средства на нашего ребенка сейчас либо оставить их на счете в банке. А этого права нас лишили, даже не спросив», - отметил Севастьянов.

По его словам, сейчас Пенсионный фонд рассылает уведомление с требованием написать соответствующее заявление. Ведомство ссылается на статью 37 Гражданского кодекса, приравнивая пенсию к имуществу детей инвалидов. В законе в частности говорится, что «опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного».

«Получается, родных родителей приравняли к опекунам. Я понимаю, если бы эти правила действительно коснулись исключительно опекунов, но в новые условия поставили всех. А мы от своих детей не отказывались, мы - родные родители, и почему мы должны брать какие-то разрешения, а потом еще и отчитываться за все, непонятно», - добавил он. Севастьянов пока заявление не написал и намерен через суд добивать возвращение прежней системы выплаты пенсий.

Мама ребенка с ДЦП Наталья Урбанович такое письмо еще не получила, но она также готовится обращаться по этому делу в суд.

«Во-первых, без нашего согласия начали открывать счета на детей, что уже можно рассматривать как нарушение. Нам напрямую заявляют, если не будет открыт счет на ребенка, то мы просто не будем получать эту пенсию. А для многих родителей, которые постоянно вынуждены находиться рядом с больным ребенком, это единственные средства к существованию. Во-вторых, нас почему-то стали считать не родителями, а опекунами. Но это же мой родной ребенок, и по закону именно я несу за него ответственность, а не органы опеки. И мне не понятно, на каких основаниях родной родитель должен получать какие-то разрешения»,- отметила она.

По словам Урбанович, некоторые родители, опасаясь, что будут лишены социальной поддержки, написали заявление на открытие счета. Для снятия денег в банке с них потребовали разрешение из органов опеки, и именно здесь они и столкнулись с проблемами.

«Без этого разрешения деньги не снять, органы опеки работают два раза в неделю, и там возникают огромные очереди. Представьте, как маме с больным ребенком в них выстоять. Для получения этого разрешения необходимо предоставить много справок. Кроме того, должны явиться оба родителя - а у кого-то муж работает. Одной женщине отказали, так как она не в разводе, а муж их бросил, она даже не знает, где он сейчас находится. Ей заявили, что это ее проблемы», - рассказала Урбанович.

Кроме того, некоторые органы опеки требуют полного отчета за расходование средств. Ежемесячно мама обязана предоставить все чеки.

«Каждый раз необходимо все это собирать, не забыть, случайно не выкинуть. А как быть, если чека нет? Например, нам делают массаж на дому, и, естественно, за это мы никакого чека не получаем», - добавила Урбанович.

Петербурженка Екатерина Пескина согласилась на открытие счета на своего ребенка. Для получения разрешения на снятие денег ей потребовался не один день.

«Мы с ребенком отстояли не одну очередь, постоянные кабинеты, бесконечное количество справок, а если что-то не принесешь или не донесешь, приходится все начинать заново. Больного ребенка одного дома не оставишь, а с ним вместе ходить тоже непросто. Я не знаю, для чего это все так усложнили. Раньше все было намного проще - пришел на почту и получил деньги», - рассказала она.

Однако после оформления разрешения сбор бумажек и стояние в очередях для семьи Екатерины не закончились. Ежемесячно она должна предоставлять отчет с чеками - на что она потратила пенсию в размере 6 тыс. рублей.

Поддержать родителей решили в Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ). Как сообщила корреспонденту «БалтИнфо» представитель организации Елена Хвостикова, к ним постоянно обращаются мамы с жалобой на эту проблему. ГАООРДИ не раз связывалась с Комитетом по социальной политике, инициировала различные встречи с привлечением экспертов, однако пока ситуацию изменить не удалось.

По мнению Хвостиковой, с введением новой системы фактически родные родители получили статус опекунов и теперь вынуждены отчитываться перед соцслужбами за каждую копейку.

«Это такое унижение для родителей! Представьте, мама купила ребенку на день рождения торт. И она должна принести в органы опеки чек на него, доказать, что был праздник. А есть лежачие дети, и мама не может устроиться на работу, так как должна быть всегда рядом с ним. И эта пенсия - единственное средство к существованию. И ей каждый раз нужно доказывать, что она лишний кусок у своего малыша не отнимает», - отметила Хвостикова.

Против таких нововведений уже выступили петербургские правозащитники. В частности, как пояснил юрист Общественной приемной БМГ Борис Филимонов, это решение управления Пенсионного фонда полностью противоречит Семейному кодексу. Статья 60 гарантирует имущественные права детей. И все суммы, причитающиеся им в качестве пенсий, пособий, алиментов, поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих. Соответственно, никаких отчетов и разрешений из органов опеки на использование пенсии детей родными родителями не требуется.

«Именно родители до достижения 18-летия своих детей распоряжаются этими средствами. Они обязаны тратить эти деньги на нужды своего ребенка. И никаких разрешений и справок из органов опеки и попечительства, на которых настаивает Пенсионный фонд, не требуется. Если родители не исполняют своих обязательств, и полученные средства идут не по назначению, это уже другой вопрос. В таком случае рассматривается вопрос о лишении родительских прав», - отметил Филимонов.

Он также добавил, что этот вопрос уже поднимался в различных регионах. В частности, в Саратовской области по этому поводу последовали обращения в суд. В результате было принято решение, отменяющее требование Пенсионного фонда о предоставление разрешений из органов опеки. Аналогичная ситуация, по словам Филимонова, сложилась в Москве, где было вынесено представление Пенсионного фонда с требованием выплачивать денежные средства без каких-либо подтверждений из органов опеки.

В Петербурге пока этот вопрос остается открытым. От родителей были обращения в прокуратуру, которая заняла позицию Пенсионного фонда. Теперь, по словам Филимонова, они готовы обращаться в суд.

Ольга Першина

Источник: baltinfo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ