Общество Иван Бондаренко

За обман или отказ в обслуживании - штраф

Административная ответственность за отказ в обслуживании людей с инвалидностью или обман при предоставлении им товаров и услуг будет ужесточена
Фото: lana1501 / Фотобанк Лори

Фото: lana1501 / Фотобанк Лори

Минтруд подготовил проект закона об ужесточении административной ответственности за обман, невежливое обращение или отказ в обслуживании людей с инвалидностью, пенсионеров и детей. Данный законопроект запрещает отказывать потребителю в получении каких-либо товаров или услуг из-за его состояния здоровья или возраста. Кроме того, штраф за обман потребителей с инвалидностью будет выше, чем за подобное нарушение в отношении обычных покупателей.

Законопроектом вводится понятие базовых потребительских прав, которые предлагается закрепить за получателями соцуслуг, в т.ч. людьми с инвалидностью. В него также включена норма, запрещающая отказывать гражданину в предоставлении товаров и услуг по причинам, связанным с его состоянием здоровья, возрастом или материальным положением. «Запрещается отказ потребителю или иное воспрепятствование в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом», - говорится в документе.

В настоящее время известно немало случаев, когда людям с инвалидностью отказывали в предоставлении услуг именно из-за их инвалидности. Так, к примеру, мы сообщали, что охранники ночного клуба «Анитгламур» в Новосибирске отказались пропускать в клуб молодого мужчину с ампутированной ногой. Причиной отказа стала его инвалидность. Мы также писали о том, что девушку в инвалидной коляске не пропустили в бар Harley's в Красноярске. Охрана объяснила это тем, что инвалиду-колясочнику будет небезопасно находиться там.

Данный законопроект запрещает отказывать людям в предоставлении товаров и услуг из-за их инвалидности или возраста: «Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем, являющимся инвалидом, лицом пожилого возраста или несовершеннолетним, в известность об имеющихся у него потребностях, в том числе связанных с ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья, возрастом, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования с учетом указанных потребностей».

А что же произойдет, если человеку с инвалидностью все же откажут в предоставлении каких-либо товаров или услуг или обманут его при обслуживании? Законопроект Минтруда предполагает ужесточение административного наказания в таких случаях, причем наказание будет более жестким, чем при нарушении прав обычных потребителей. «Российская газета» пишет, что за грубое обращение с пенсионером или человеком с инвалидностью руководство кафе или ресторана заплатит штраф в размере от 15 до 30 тыс. рублей. За обман таких потребителей или введение их в заблуждение продавец заплатит штраф от 5 до 10 тыс. рублей, для должностных лиц сумма штрафа составит от 20 до 40 тыс. рублей, для юридических лиц - от 150 до 600 тыс. рублей. Отказ в обслуживании или воспрепятствование в доступе к товарам должностным лицам грозит штрафом в размере от 15 до 30 тыс. рублей, юридическим лицам - от 50 до 100 тыс. рублей.

Напомним, ранее мы сообщали, что Роспотребнадзор выступил с инициативой об установлении административной ответственности за создание препятствий при покупке товаров и услуг людям с инвалидностью, детям, пенсионерам. Поводом для этого стал скандал с сестрой Натальи Водяновой в 2015 году, когда девочку с инвалидностью и ее няню выгнали из кафе.