Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Общество Иван Бондаренко

К обучению детей-инвалидов готово лишь 21% школ

По мнению экспертов и родителей детей-инвалидов большинство российских школ не приспособлено для инклюзивного образования

70% родителей детей с инвалидностью считают, что школы в России не приспособлены для обучения детей с инвалидностью, сообщают «Известия». В Минобрнауки РФ подтверждают это, признав, что только в 21,4% российских школ созданы условия для детей с инвалидностью.

Напомним, право ребенка на образование, вне зависимости от того, «обычный» он или имеет какие-либо физические, психические или сенсорные особенности, закреплено в Конституции РФ. Более того, как мы сообщали ранее, с 1 сентября 2016 года в России вступил в силу новый образовательный стандарт, которым все российские школы будут руководствоваться в процессе обучения детей с инвалидностью. Основной целью этого стандарта является обеспечение равных возможностей в получении образования для детей с различными формами инвалидности и создание оптимальных условий для процесса их обучения.

Исследование Общероссийского народного фронта, в котором приняли участие 3 тыс. человек из всех регионов России, показало, что в настоящее время в сфере образования детей с инвалидностью существуют серьезные проблемы. Результаты исследования ОНФ показали, что только треть родителей указало на наличие доступной среды в школах, где учатся их дети. И лишь 20% респондентов сказало, что в школе, которую посещает их ребенок, есть специальные программы для обучения детей с инвалидностью.

О низком уровне инклюзии в системе среднего образования в России свидетельствуют и результаты другого исследования, проведенного специалистами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В этом исследовании был проведен анализ кадровых и технических условий для обучения в школе детей с инвалидностью. В итоге был выведен индекс инклюзии, составивший 0,31. Таким образом, лишь треть российских школ оказалась в той или иной степени готовой к инклюзивному образованию.

По мнению директора стратегий благотворительного фонда «ДаунсайдАп» Александра Боровых, основное препятствие для развития инклюзии в российских школах - нехватка тьюторов, которые должны помогать школьникам с инвалидностью и обеспечивать их полноценное участие в образовательном процессе. Из-за нехватки тьюторов многие дети с инвалидностью вынуждены находиться на домашнем обучении.

Ранее мы сообщали, что Минобрнауки РФ планирует ввести в российских школах и детских садах должность тьютора, который будет помогать учителю в работе с детьми с инвалидностью. Об этом заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. «Мы хотим попытаться в школах и детских садах ввести тьюторов, помощников учителей, чтобы можно было обучать в классах не одного-двух детей с ОВЗ, а как минимум трех», - сказала Васильева.

Мы также писали о том, что образовательные организации России обяжут указывать на их официальных сайтах, какие возможности у них есть для получения образования детьми с инвалидностью. Благодаря этому родители детей-инвалидов смогут узнать, насколько комфортно в том или ном учебном заведении будет их ребенку, что поможет им сделать правильный выбор.