Общество Алексей Аликин, Роман Королев

Бездна лифтов

Люди падают дома и на работе. Старые лифты изнашиваются? Дело не только в этом

Фото: paraBID / Flickr

Голливудские образы кабины, падающей в снопе искр, и рвущихся пополам тросов порой превращаются в реальность. По сведениям Национального лифтового союза (НЛС), в год в России происходят порядка 100-150 аварий. Около трети приводят к смерти или травмам. Данные Национального союза страховщиков ответственности (НССО), ведущего учет страховым выплатам в результате аварий и несчастных случаев, говорят: за последние три года в инцидентах с лифтами погибли 40 человек, еще около 100 пострадали.

Осторожно, двери закрываются

Недавно прошла масштабная проверка состояния лифтов в стране, организованная Минстроем при участии НЛС, рассказала DISLIFE директор Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

«По ее результатам выяснилось, что 27% лифтов в России отработали свой нормативный срок. По Москве эта цифра, конечно, ниже – только 6,5% лифтов признаны работающими дольше нормы. Здесь машины заменяются достаточно быстро», — утверждает она.

«По закону все владельцы обязаны страховать свои лифты, но далеко не каждый это делает, — рассказал DISLIFE эксперт НССО Александр Колесников. – Если лифт был застрахован, то пострадавший в результате аварии сможет обратиться в страховую компанию. Если застрахован не был, то его убытки возмещаются НССО из компенсационного фонда, в котором специально для таких случаев накапливается 3% от каждой страховой премии. А мы сами потом уже взыщем эту сумму с владельца лифта в судебном порядке».

img

Фото: Thawt Hawthje / Flickr

Смерть в воздухе

Некоторым, впрочем, страховая выплата уже не понадобится, потому что аварии в лифтах часто оказываются смертельными.

Вот только несколько историй с начала года по сводкам НССО:

В январе житель города Печоры в Псковской области пытался выбраться из застрявшего лифта. Он не дождался приезда специалистов и выломал заднюю стенку кабины, попытавшись спустится вниз по тросам. Попытка спастись из лифтового плена закончилась трагически — мужчина сорвался в шахту и погиб.

В том же месяце разбился 14-летний школьник из Санкт-Петербурга. Мальчик пытался выбраться из застрявшего лифта и соскользнул в шахту с высоты примерно седьмого этажа.

Не менее шокирует февральская история в подмосковном Королеве: там лифт отсек женщине голову. Женщина, приехавшая из Средней Азии, успела отработать всего несколько дней в ресторане, в котором был неисправный грузовой лифт. Она попыталась достать пакет с мусором из шахты, но в этот момент лифт заработал и гильотинировал уборщицу, опустившись прямо на нее.

Подобный случай далек от жизни обывателя, а вот авария в Тюмени произошла в самом обычном жилом доме. Мужчина зашел в лифт, нажал на кнопку, двери закрылись и…лифт рухнул вместе с пассажиром. Жизнь ему спасла небольшая высота — подъемник сломался на высоте третьего этажа.

В конце марта в многоэтажке на севере Москвы лифт загорелся и упал в шахту с высоты 7-ого этажа, сообщал «Интерфакс». Тут по счастливому стечению обстоятельств никто не пострадал.

Производственная травма

Лифтовые опасности подстерегают россиян как по пути домой, так и на рабочем месте. В 2013 году лифт обвалился в бизнес-центре «Варшавка Sky», расположенном неподалеку от метро «Варшавская». К счастью, падение оказалось недолгим: лифт пролетел с 17 до 14 этажа, а потом сработали аварийные тросы. Только это и спасло жизнь находившимся в лифте семерым сотрудникам одной из фирм, арендовавших офис в торговом центре. Двоих из них пришлось госпитализировать: девушка ушибла спину, а менеджер по продажам Павел Капсюлькин получил вывих коленного сустава и разрыв связок.

«Все было как обычно: около двух часов дня на 17-ом этаже мы зашли в лифт и нажали кнопку первого этажа. Двери закрыли, и через несколько секунд мы ощутили резкий толчок. Лифт встал, как вкопанный! Все полетели в разные стороны, я упал», — вспоминал Капсюлькин злополучный рабочий день.

Освободить пленников из кабины лифта удалось только через полтора часа, когда на место прибыли сотрудники МЧС. В самом здании ремонтной бригады на месте не оказалось.

img

Фото: Moscow-Live.ru

В социальных сетях Капсюлькин жалуется на то, что его компания-работодатель не признала своей вины за падение лифта в здании, где она арендует офис. Добиваться компенсации мужчине пришлось через суд.

«Размер компенсации зависит от вида травмы, — объясняет Колесников. — Согласно постановлению правительства №1164, каждая травма, грубо говоря, “имеет свою цену”. Компенсации за каждую полученную травму суммируются, но общий размер выплаты не может превышать двух миллионов рублей. Если человек погиб в результате аварии, то на выплату компенсации могут претендовать только родственники, находившиеся у него на иждивении (несовершеннолетние дети, студенты дневных отделений в возрасте да 23 лет, либо инвалиды). Размер компенсации в этом случае фиксированный: 2 миллиона рублей плюс до 25 000 оплаты фактических расходов на погребение».

Цена человеческой жизни получается сопоставимой с ценой нового лифта. По оценкам того же НССО, его стоимость — 2-3 миллиона рублей.

Вглядываясь в бездну

О «лифтопаде» заговорили всерьез после того, как за несколько месяцев в столице произошло сразу две резонансных трагедии.

В декабре 2015 года в доме 49 по улице Островитянова (типовой многоэтажке на юго-западе Москвы) лифт зажал коляску с грудным ребенком — оборвался трос кабины, и двери автоматически заблокировались. Мать ребенка пыталась освободить коляску, но не успела. Кабина рухнула вниз, и младенец погиб на месте.

Как сообщал Lifenews, жители дома неоднократно жаловались на постоянные поломки лифта: то дверь в них перекосит, то кабина между этажами застрянет. Не помогли даже обращения к Сергею Собянину — заменять лифты управляющая компания соглашалась только за собственные деньги жильцов.

Следственный комитет проверил, законны ли такие требования, и возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупных размерах». По версии следствия, должностные лица из ГБУ «Жилищник» передали руководству ремонтной организации ОАО «МОС ОТИС» свыше 3 миллионов рублей за заведомо неосуществленные работы по починке 81 лифта.

В середине января в элитном жилом комплексе «Алые паруса» погибла 36-летняя Ирина Володина — дочь известного диктора и телеведущего Евгения Кочергина. Крепления противовеса лифта (нескольких гирь весом по 50 килограмм) оборвались во время спуска и обрушились на кабину. От удара днище кабины проломилось, и женщина упала в шахту с высоты 7 этажа.

img

Лифт в «Алых парусах». Кадр: видео vesti.ru

Большинство лифтов элитного комплекса давно изношены и находятся в аварийном состоянии, а обслуживанием лифтового хозяйства занимаются неквалифицированные работники. Таков результат проверки специалистов Ростехнадзора передала программа «Вести».

Жильцы «Алых парусов» не раз жаловались на плохое состояние лифтов и даже обращались в прокуратуру. Увы, даже человеческой смерти оказалось недостаточно, чтобы управляющая компания решила эта проблему. Как рассказал «Вестям» житель дома Артем Афанасьев, из 19 лифтов в шести корпусах работает только треть. «В каждом корпусе работает один-два лифта. Иногда включают дополнительные лифты, но они, как правило, ломаются уже через несколько часов. Люди застревают, приходится вызывать механиков», — пожаловался он журналистам.

По версии СК, виновным в трагедии оказался рядовой электромеханик Алексей Белоусов, незадолго до трагедии выполнявший работы по техническому обслуживанию лифта.

Контора «Шарашмонтаж»

«Случай в «Алых парусах» стал последней каплей, переполнившей чашу терпения всех. О необходимости масштабной проверки лифтового хозяйства заговорили и в Минстрое, и в Ростехнадзоре, и в Госдуме. Вместе с тем, когда мы (НЛС), раньше говорили, что обслуживанием лифтов заняты непрофильные, неспециализированные организации, состоящие из гастарбайтеров, нас никто не слушал, а мы твердили об этом на протяжении пяти лет» — комментирует DISLIFE заведующий отделом по связям с общественностью Национального лифтового союза Константин Голин.

По его словам, десятки тысяч управляющих компаний по всей стране не выполняют установленных требований к содержанию лифтов — таков еще один результат недавней проверки регионов Минстроем.

«Почему так происходит? Нанимают на работу неспециалистов. Одно дело нанять организацию, имеющую серьезную базу запчастей и электромехаников. Ее услуги обойдутся недешево. Поэтому вместо нее нанимается контора «Шарашмонтаж», в которой работают 2-3 электромеханика без спецобразования. Таким образом они экономят деньги», — объясняет эксперт.

В результате жесткой экономии детали лифтов быстрее изнашиваются. Существуют технические регламенты, фиксирующие предельный срок службы каждой его детали: от лебедки до шкивов. Обычно управляющие компании руководствуются принципом «не чини, если не сломано»: ждут пока этот срок не закончится или деталь не выйдет из строя. Ответственным подходом к работе, по мнению специалистов, было бы проводить регулярные проверки, смотреть, не нуждаются ли какие-либо детали лифтов в ремонте или замене.

«Не существует каких-то более или менее опасных моделей лифтов. Все модели лифтов проходят обязательную сертификацию и должны соответствовать требованиям Международного Таможенного Союза. В противном случае, лифт такой модели просто не закупят и никогда не допустят к работе. Особой разницы между российскими и зарубежными лифтами в плане безопасности нет: если они чем-то и различаются, то комфортабельностью и скоростью работы» — говорит Светлана Разворотнева.

У большого числа управляющих компаний нет договора со спецфирмой, занимающейся им, текущий ремонт не производится, детали не заменяются в срок, подтверждает эксперт выводы НЛС.

«К поломке лифта приведет и нарушение условий эксплуатаций: например, если на пассажирском лифте постоянно перевозить тяжести как на грузовом в ходе строительных работ. Есть быстро изнашивающиеся детали лифта – это канатоведущий шкив, привод лифта, элементы подвески противовеса и тяговой канат. Срок их службы не превышает 5 лет», — перечисляет она.

img

Фото: Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

Еще один источник DISLIFE уточняет: при плановой замене лифта жильцы дома никогда не узнают, что именно было заменено. Чаще всего меняют лифтовую кабину, а не подъемное оборудование и лебедку. То есть визуально все выглядит как новый лифт, а на самом деле заменены только трос и кабина. Отсюда и аварии в «новых лифтах».

По словам Разворотневой, лебедка действительно служит долго — до 25 лет. «Но у нас не утвержден порядок ввода в эксплуатацию изделий – непонятно даже, от чего начать считать срок начала работы эскалатора, аварийного подъемника или лифта» признает замначальника управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Владимир Чернышев.

Выход из зоны риска

29 марта кабмин РФ внес в Госдуму законопроект, позволяющий, в случае принятия, усилить надзор за всеми типами подъемных платформ. Сейчас у лифтов 4-й класс опасности — они не включены в регулярные плановые проверки Ростехнадзора и проверяются внепланово, только по санкции прокуратуры. По новому законопроекту их класс опасности поднимется до 3-го, что позволит проводить инспекции раз в три года.

Представитель НЛС Константин Голин считает эти меры недостаточными и говорит о необходимости лицензирования специалистов.

«В марте было организовано совещание в Госдуме по безопасности лифтов. Наша главная просьба заключается в том, чтобы допускать организации к обслуживанию лифтов только через систему лицензирования: через допуски и соответствующие разрешения. Зачем это нужно делать, думаю, уже понятно. Не скажу, что после этого аварии, поломки и задержки лифтов совсем исчезнут. После этого их число резко сократится», — резюмирует Голин.

Разворотнева успокаивает:

«Нельзя сказать, что количество аварий носит лавинообразный характер. В 2011 году смертельных случаев при авариях в лифте было 17, с 2012 по 2014 — по 15 каждый год, в 2015 — 10. Статистикой на начало 2016 года я не располагаю. Конечно же, гораздо больше случаев, когда люди получили какие-то травмы, чем аварий со смертельным исходом» — говорит она.